У Сергея Богданчикова нет вопросов к Владимиру Путину.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Визит российского президента в Японию не принес сенсаций. Как и ожидалось, Владимир Путин и Дзюнъитиро Коидзуми не стали наступать на больные мозоли собственных народов и отложили решение островной проблемы на неопределенное будущее. По итогам визита не появилось даже совместного заявления, где обе страны могли бы четко продекларировать свои «территориальные» намерения. Оба лидера были настолько осторожны в оценках, что Путин, словно боясь сказануть лишнее по скользкому вопросу, однажды даже процитировал сам себя. Зато, к взаимному удовольствию, два лидера договорились, что Россия в ближайшее время будет поставлять в Японию «значительное количество нефти» по первой очереди трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан. А к строительству второй очереди ВСТО Москва пообещала Токио приступить в кратчайшие сроки.
Промоушн на высшем уровне
Второй день своего пребывания в Стране восходящего солнца Владимир Путин начал с участия в российско-японском бизнес-форуме. Здесь не мучили президента территориальной проблемой, а аккуратно давали понять, что японским предпринимателям не совсем нравится деловой климат в России. От России в Токио высадился более чем внушительный бизнес-десант: более 100 руководителей крупнейших российских компаний. Примерно столько же было японских делегатов. Проходящий через рамку-металлоискатель Сергей Богданчиков с журналистами был не очень любезен: «Вот сейчас придет Путин, вы у него и спросите». – «Сейчас не мы, а вы будете задавать ему вопросы», – уточнила корреспондент «НГ», поскольку по программе форума каждый из бизнесменов мог задать вопрос главе России. «У меня к нему вопросов нет, – неуверенно произнес глава «Роснефти». – Надеюсь, что у него ко мне тоже».
Выступление президента предваряли выступления глав крупнейших российских корпораций. Алексей Миллер рассказал японским предпринимателям о достоинствах «Газпрома» и призвал их помогать российской газовой монополии разрабатывать месторождения с падающей добычей с помощью современных технологий.
Богданчиков с гордостью признал, что «Роснефть» является лидером на Дальнем Востоке. После него выступили руководители Внешэкономбанка, Внешторгбанка и Сбербанка Владимир Дмитриев, Андрей Костин и Андрей Казьмин с подробностями о достоинствах собственных структур и российской банковской системы в целом.
Время неуклонно приближалось к 11.00 – в зале должен был появиться высокий гость. Поскольку главы госкомпаний уже все сказали, председательствующий на форуме глава РСПП Александр Шохин решил предупредить следующих ораторов: «У президента Путина достаточно жесткий график, поэтому, когда президент появится в зале, надо сразу закругляться». С этим милым советом он обратился не только к отечественным бизнесменам, но и к японцам. После этой реплики выходившие на трибуну были, казалось, одержимы одной мыслью: побыстрее оттарабанить текст и занять свое место в зале.
Наконец часы пробили одиннадцать, а главы России, разумеется, все не было. Чтобы как-то занять паузу, Шохин стал рассказывать, что в зале находятся не только крупные российские бизнесмены, но главы регионов. «Например, мэр России Юрий Лужков», – отметил новый глава РСПП. Оговорка была по Фрейду, и российская часть зала взорвалась от хохота. Время шло. Наконец в зале под бурные аплодисменты появился Путин. Российскую и японскую бизнес-элиту он заставил ждать15 минут. Глава России рассказал о несомненных успехах нашей экономики. Так, японские магнаты смогли узнать, что в нашей стране происходит «много позитивных перемен», а темпы экономического роста высоки. Как всегда, Путин напомнил, что налог на доходы физических лиц у нас самый низкий в мире. После краткой презентации Путин перешел к российско-японским отношениям. Он сказал, что товарооборот между двумя странами в этом году может впервые составить 10 млрд. долл. «Не ахти какая цифра для таких стран, как Россия и Япония», – объяснил Путин простым русским языком недостаток экономических связей между двумя странами. Он пригласил бизнесменов Страны восходящего солнца поработать в высокотехнологичных зонах, которые начнут действовать со следующего года, и наращивать сотрудничество в сфере ТЭКа. «Очень рассчитываю, – при этих словах Путин хитро улыбнулся, – на наше конструктивное сотрудничество».
Председатель Федерации экономических организаций Японии и президент «Тойоты» Хироси Окуда сделал комплимент Путину: «Благодаря блестящему руководству страна успешно развивается». И пояснил, почему объем японских инвестиций в российскую экономику ничтожен: «Мы, японцы, долго изучаем возможности, прежде чем инвестировать деньги». А потом передал итоги исследования опроса бизнесменов Страны восходящего солнца относительно делового климата в России. «Из Послания Федеральному собранию мы знаем, что вы в курсе этих проблем», – проявил восточную вежливость Окуда. Путин посчитал, что переданный ему кондуит и есть общий вопрос всего присутствующего здесь японского бизнеса. «Любое законодательство должно совершенствоваться, и российское, и японское, – заметил Путин, просматривая страничку с упреками японцев в адрес нашего налогового законодательства. – Но для России важно прекратить частое изменение законодательства». Он рассказал о планах ввести дифференцированную ставку налога на добычу полезных ископаемых. «Все эти планы транспарентны», – заметил Путин. «А вот что касается прозрачности выдачи лицензий, то здесь я согласен», – признал справедливость критики президент и пообещал предпринять шаги для того, чтобы разбюрократить этот процесс. Он еще рассказал про макроэкономическую ситуацию в стране и «двойной дефицит бюджета». Правда, сразу поправился – профицит (по московскому времени было только 5 утра). А в конце не забыл упомянуть о своих национальных проектах: «Мы проводим целый ряд программ, которые помогают обеспечить не только макроэкономическую и социальную стабильность».
После окончания форума я спросила Нориаки Хори, советника компании Mitsui O.S.K. Lines, Ltd., о его впечатлениях от речи главы России. Мой собеседник был крайне деликатен и осторожен в своих оценках. Он сказал, что его впечатлила речь российского президента и его отношение к происходящему в России очень позитивно. «А как же быть с российской коррупцией?» – «Коррупция есть во многих государствах, весь вопрос в том, как с ней бороться, – сказал японский бизнесмен. – Меня это не разочаровывает».
Без сенсаций
Обстановка вокруг переговоров двух лидеров была очень нервозная. Пока шли переговоры, японская телекомпания NHK сообщала, что Коидзуми буквально «выкручивает руки Путину», требуя включить в итоговый документ российско-японского саммита проблему 4 островов и заставляя Россию выполнять требования Токийской декларации 1993 года. Напомним, что в подписанном Борисом Ельциным документе признавалось наличие территориальной проблемы. Скорее всего это была запланированная утечка информации: обществу давали понять, что Коидзуми борется за «северные территории». А напротив отеля, где жил Путин, японцы продолжали выкрикивать «Иван – домой!» и «Путин, отдавай острова».
В одном из залов резиденции японского премьера Путина и Коидзуми ждали журналисты. Ждать пришлось долго – переговоры продолжались почти на час больше запланированного времени. Члены российской делегации приходили уставшие, но с загадочными улыбками на лицах. Наконец появились два лидера и началась церемония подписания документов. Заминка произошла с главными плодами российско-японских консультаций – «Основными направлениями сотрудничества в сфере энергетики» и «Тематикой энергетического сотрудничества». С российской стороны оба документа подписывал Виктор Христенко, а с японской – два разных министра. В какой-то момент глава российского Минпромэнерго запутался, кому надо жать руки. На лице Христенко даже появились признаки растерянности. «Вот налицо результат административной реформы, – с довольным видом произнес Путин, стоявший за спиной подписантов, – у нас один, а у них двое».
Потом Путину принесли чашку с чаем. И он, не отпив, вернул ее назад. Началась пресс-конференция. Коидзуми от всей души поприветствовал Путина. По словам японского премьера, ситуацию нужно менять, интенсивно развивать стратегические отношения. «Мы начали переговоры, чтобы подписать в ближайшем будущем мирный договор, – сказал Коидзуми. – Мы должны работать в этом направлении». «Мы это подтвердили», – отметил японский премьер. Он отметил, что трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан является «действительно взаимовыгодным документом» и для его скорейшей реализации необходимо «прийти к согласию». Японский премьер также дал понять, что не забыл ту часть японского общества, которая наиболее болезненно воспринимает итоги Второй мировой войны. «Мы попросили Путина проникнуться чувствами к тем японцам, которые были интернированы и провели после войны много лет в Сибири», – заметил Коидзуми. «Северные территории» – проблема, которая существует, мы должны найти пути к решению вопросов. В этом наши подходы были едины», – резюмировал японский премьер. И еще добавил: вечером он продолжит беседу с российским президентом за ужином. Кухня, разумеется, будет японской.
Владимир Путин назвал переговоры «насыщенными и конструктивными». По его словам, большое внимание было уделено мирному договору. «Решать этот вопрос нужно на основе партнерства и взаимного доверия, – сказал Путин. – Урегулирование вряд ли будет легким. Этот процесс требует государственной мудрости и дальновидности». Между тем президент особо подчеркнул, что стороны выразили готовность вести диалог по этому чувствительному вопросу.
«Предлагал ли Путин совместное освоение островов?» – спросили японские журналисты у своего премьера. Коидзуми ушел от ответа. А Путину наши коллеги напомнили его заявление от 27 сентября. «Что касается переговорного процесса с Японией по Курилам – по четырем островам: они находятся под суверенитетом Российской Федерации, это закреплено международным правом, это результаты Второй мировой войны, и вот в этой части мы ничего не собираемся обсуждать. Мы готовы и ведем переговоры с этой площадки, – с удовольствием процитировал Путина японский журналист. – Не изменилась ли ваша позиция? И как вы относитесь к Токийской декларации?» Путин, казалось, ждал этого вопроса. В его руках неожиданно оказался листочек с его собственным высказыванием. Сначала он процитировал слова Коидзуми, сказанные им еще в Корее: «Есть проблемы, мы не считаем их непреодолимыми, нужно время, чтобы они утратили остроту». А потом, отметив, что журналист проявил невнимательность, процитировал сам себя. «Я надеюсь, просто уверен, что при доброй воле, а такая добрая воля у России есть, мы всегда найдем такой вариант, который устроил бы обе стороны и пошел бы на благо тем людям, которые живут на этих территориях, и на благо народов как России, так и Японии. Такие варианты могут быть найдены при желании идти навстречу друг другу», – произнес свои же собственные слова Путин. «У нас такое желание есть», – заключил президент.
Не исключено, что Путин дал понять: сделанное однажды предложение о совместном освоении островов продолжает действовать. И, возможно, эта тема возникнет в ходе предстоящего визита Коидзуми в Москву. Не исключено и то, что российский президент, понимая настроения японского общества, просто подыграл Коидзуми на его территории. А сдавать назад Кремль, в общем, и не собирается. Предложив Токио не только нефть, но и солидный инвестиционный пакет (см. справку), Москва считает, что, со своей стороны, сделала достаточно, чтобы «территориальные претензии» Страны восходящего солнца навсегда остались в прошлом. Не исключено также, что, обязав Россию экспортировать в Японию значительную часть восточносибирской нефти, Токио тем самым поставил под сомнение планы Москвы направить дополнительную ветку трубопровода на китайский Дацин.
Токио
Документы, принятые в результате российско-японских переговоров
Программа действий России и Японии в области сотрудничества в борьбе с терроризмом;
Основные направления долгосрочного сотрудничества между правительством РФ и правительством Японии в области энергетики;
Тематика сотрудничества в отдельных областях энергетики;
Протокол о завершении переговоров по товарам и услугам в рамках процесса по присоединению России к ВТО;
Межправительственный меморандум о сотрудничестве в области оказания помощи по уголовным делам и правоохранительной деятельности;
Межправительственный меморандум о мерах по упрощению визового режима взаимных поездок граждан двух государств;
Межправительственный меморандум о сотрудничестве по предотвращению и ликвидации крупномасштабных стихийных бедствий;
Программа укрепления сотрудничества в области туризма;
Программа сотрудничества в области информационных технологий.
Еще 6 документов подписали крупные госкомпании. Среди них рамочное соглашение между «Газпромом» и агентством природных ресурсов и энергетики Японии.
Из «Тематики сотрудничества в отдельных областях энергетики»
...Стороны будут изучать вопросы по привлечению японских компаний к участию в освоении нефтяных ресурсов на территории России с российскими компаниями...
...Стороны считают, что скорейшая реализация в полном объеме российского проекта строительства нефтепроводной системы Тайшет – Сковородино – Перевозная отвечает стратегическим интересам обеих стран... Российская сторона заявила, что после завершения первого этапа строительства будет поставляться на экспорт значительное количество нефти и/или нефтепродуктов из бухты Перевозная. Российская сторона стремится в кратчайшие сроки приступить к реализации второго этапа проекта...
...Японская сторона рассмотрит возможность участия в строительстве системных ветроэнергетических и ветродизельных станций в Приморском крае, Магаданской области, на Сахалине и Камчатке... техническом перевооружении Камчатских ТЭЦ-1 и 2... сооружении четвертого энергоблока Верхне-Мутновской ГеоТЭС... использовании геотермальных ресурсов Верхне-Паратунского месторождения в системе теплоснабжения... реконструкции котельных в Камчатской области с переводом их на сжигание твердого топлива в «кипящем слое»...
...Российская сторона предложила японской стороне изучить возможность участия японских инвесторов в проекте строительства газоперерабатывающего комплекса в Саянске...
...Стороны будут изучать вопросы по совместному участию компаний их стран в крупных перспективных угольных проектах на территории России...