На этой неделе Владимир Путин отправляется в длительное азиатское турне. Как и в ходе недавних визитов в Европу и США, главными козырями российского президента во время переговоров станут нефть и газ. В четверг в турецком Самсуне президент России будет открывать уже действующий «Голубой поток». В Южной Корее Путин поговорит о поставках энергоносителей с Дальнего Востока. А в воскресенье начнется давно ожидаемый визит хозяина Кремля в Страну восходящего солнца, которая заинтересована не только в решении проблемы «северных территорий», но и в трубопроводе из Восточной Сибири к Тихому океану. В поездке Путина будут сопровождать главы «Газпрома», «Роснефти» и «Газэкспорта».
═
За Турцию, Корею и российский газ
═
Азиатское турне начнется с открытия «Голубого потока», что в некотором смысле символично – тема поставок российских углеводородов в Азию станет, по сути, лейтмотивом поездки. Факт того, что трубопровод уже работает, организаторов не смутил. Нескольких часов, которые Путин проведет в Турции, вполне хватит не только на торжества, но и на переговоры с турецким премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом и главой итальянского правительства Сильвио Берлускони (итальянская ENI – главный партнер «Газпрома» по реализации этого проекта).
Из Турции главный борт страны возьмет курс на восток, и в пятницу приземлится в южно-корейском Пусане, втором по величине городе Южной Кореи, где Путин пробудет два дня. Сначала он примет участие в саммите стран – членов организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в ходе которого не исключены двусторонние встречи с главой Китая Ху Цзиньтао и президентом США Джорджем Бушем.
А затем начнется рабочий визит российского президента в Республику Корея. Заметим, что Путин уже был в Южной Корее – в феврале 2001 года в Сеуле он встречался с тогдашним президентом Ким Дэ Чжуном. Пусан же стал местом проведения АТЭС не случайно. Это не только один из главных туристических центров, но и родина президента Но Му Хена. Он родился в маленькой деревне под Пусаном, а когда диктатор Чон Ду Хван боролся с демократической молодежью, нынешний президент Кореи стал адвокатом пусанских студентов, арестованных по сфабрикованным обвинениям.
Впрочем, в субботу на переговорах с лидером Кореи, которые начнутся после окончания саммита АТЭС, Путин и Но Му Хен вряд ли вспомнят о боевой молодости нынешнего президента. «Предполагается рассмотреть в ходе переговоров перспективы поставок в Республику Корея нефти, газа и электроэнергии с российского Дальнего Востока», – рассказал «НГ» помощник президента по международным вопросам Сергей Приходько. В ходе визита планируется принять совместный план действий Россией и Кореей в области торгово-экономического сотрудничества, а также подписать соглашение о сотрудничестве в газовой сфере.
Ряд энергетических проектов уже осуществляется. Так, между «Роснефтью» и государственной корейской нефтяной корпорацией KNOC подписан меморандум о взаимопонимании по совместному освоению Венинского блока (проект «Сахалин-3») и Западно-Камчатского участка на шельфе Охотского моря. Кроме того, правительство Южной Кореи уже заключило контракт о ежегодных поставках с 2008 года в Корею 1,5 млн. тонн сжиженного природного газа с оператором проекта «Сахалин-2» – консорциумом Sakhalin Energy. Заметим, что в следующем году в консорциум войдет «Газпром»: в результате обмена акциями с Shell на долю в проекте «Заполярное – неокомские залежи» «Газпром» получит 25% + 1 акция в Sakhalin Energy. Консорциум, кстати, собирается поставлять СПГ не только в Корею, но и в Японию.
Путин и Но Му Хен также обсудят возможности строительства Транскорейской железной дороги и соединения ее с Транссибом. В случае реализации этого проекта, по некоторым оценкам, перевозки контейнерных грузов по территории России увеличатся в 2 раза. Поговорят и о сотрудничестве в сфере ВТС – Россия уже поставляет в Корею ПЗРК «Игла», БМП-3, судна на воздушной подушке «Мурена» и другие виды вооружений. Не исключено, что корейская сторона также поднимет вопрос об увеличении квот на вылов биоресурсов. Из международных вопросов в центре внимания будет безъядерный статус Северной Кореи, а также расширение диалога между Северной и Южной Кореей.
А на торжественном обеде в честь российского президента у Путина наверняка представится возможность попробовать знаменитые корейские блюда – пулькоги, что дословно означает «огненное мясо», и кимчхи – маринованные овощи, без которых корейцы не садятся за стол. А национальный костюм ханбок, практически не менявшийся в течение нескольких столетий, Путин наденет на совместное фотографирование лидеров АТЭС.
═
Нефть вместо «северных территорий»
═
В воскресенье начнется наиболее трудная часть азиатского турне российского президента – в середине дня по местному времени главный борт страны приземлится в аэропорту Токио. В понедельник Путин встретится с участниками российско-японского делового форума, в котором с нашей стороны примут участие более 120 бизнесменов. Затем – переговоры с премьером Дзюнъитиро Коидзуми. А во вторник утром перед отлетом из Японии Путин согласно протоколу в темном костюме придет в императорский дворец на аудиенцию к императору Акихито и императрице Митико.
Весь последний год кремлевские чиновники утверждали, что визит может состояться, только «если он будет чем-то наполнен». В итоге в Токио Путин слетает не просто так: по информации «НГ», в ходе переговоров будут подписаны более 10 документов. Среди них – протокол о завершении переговоров с Японией в рамках процесса по вступлению России в ВТО, меморандум по упрощению визового режима для отдельных категорий граждан, рамочное соглашение между «Газпромом» и японским Агентством природных ресурсов, а также ряд других документов. В Кремле не исключают, что список будет увеличен. Но Мирного договора в нем все равно не окажется. «Его в природе нет, его никто не готовил», – замечает высокопоставленный источник «НГ» в Кремле. «Самый большой вклад в Мирный договор – это перестать о нем говорить», – заключает наш собеседник. Впрочем, Токио не намерен молчать. «Япония обязательно поднимет проблему Мирного договора во время предстоящего визита президента России в Токио», – заявил недавно посол Японии в Москве Иссэй Номура.
Заметим, что заключение Мирного договора, согласно советско-японской декларации 1956 года, является необходимым условием для передачи Японии островов Хабомаи и острова Шикотан. Если нет договора, значит, нет и оснований для обсуждения территориальной проблемы. Да и слово «передача» в Кремле не готовы трактовать однозначно: в декларации, по мнению наших собеседников, прямо не написано, что Россия должна окончательно расстаться с частью своей территории. По словам кремлевского чиновника, российская позиция по островам остается неизменной. «Что касается переговорного процесса с Японией по Курилам – по четырем островам: они находятся под суверенитетом Российской Федерации, это закреплено международным правом, это результаты Второй мировой войны, и вот в этой части мы ничего не собираемся обсуждать», – напоминает наш собеседник слова российского президента, сказанные им 27 сентября в ходе прямого эфира.
Москва предлагает Токио обсуждать не территориальные вопросы, а экономические. Тем более что товарооборот между двумя странами и инвестиции японского капитала в Россию могли бы расти гораздо более высокими темпами. Без учета средств, вложенных японскими компаниями в проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», доля капитала Страны восходящего солнца в общем объеме иностранных инвестиций не превышала в 2004 году 1%. Начало строительства завода «Тойота» недалеко от родного города Путина – пока лишь исключение из правил. В Кремле считают, что японские власти искусственно сдерживают свой бизнес, и надеются в ходе визита в Страну восходящего солнца привлечь в Россию японских инвесторов.
Главным российско-японским проектом остается многострадальный трубопровод Восточная Сибирь – Тихий Океан. Перед визитом в Кремле дают понять, что готовы рассмотреть формы японского участия в проекте. Однако подчеркивают: Россия не будет брать деньги на строительство трубопровода, а ветка на китайский Дацин, хочет того или нет японская сторона, будет построена. Японцев же приглашают подключиться к решению проблемы наполнения трубы – поучаствовать в освоении недоразведанных запасов месторождений Восточной Сибири.