Вчерашнее 7 ноября для членов правительства и президента впервые стало не красным днем календаря, а вполне официальным рабочим днем. Владимир Путин провел день очередной годовщины Октябрьской революции очень насыщенно: на традиционном совещании с членами кабинета министров он устроил разнос правительству за реформу РЖД, встретился с новым калининградским губернатором Георгием Боосом, а вечером вместе со съемочной группой посмотрел кинофильм «9 рота».
Перед началом совещания советник президента Андрей Илларионов мило беседовал с главой МВД Рашидом Нургалиевым. Возможно, обсуждалась роль подчиненных министра в российской экономике. Любопытно, что потом Нургалиев продолжил беседу уже с руководителем Минэкономразвития Германом Грефом. За разговорами подчиненных Михаила Фрадкова застал замглавы президентской администрации Игорь Сечин. При виде кремлевского чиновника лицо министра обороны Сергея Иванова озарила светлая улыбка. Процесс рукопожатия перерос в короткий разговор, в ходе которого Сечин несколько раз одобрительно кивнул Иванову. Вскоре появился глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев. Следом за ним пришли и главные герои – президент и глава правительства.
Михаил Фрадков вчера впервые за многие месяцы действительно оказался одним из главных действующих лиц на совещании в Кремле. Он несколько минут обстоятельно и практически без речевых погрешностей докладывал главе государства об итогах своей поездки в Китай и на Дальний Восток. Пожалуй, единственной оговоркой главы Белого дома, славящегося своими перлами, было выражение «уровень российско-китайских отношений поднялся на новую ступеньку».
«Вы тут упомянули об авиационных делах», – взял слово Путин, когда Фрадков закончил свой как никогда ладный спич. – Хочу напомнить о планах по созданию авиационного холдинга». По мнению главы государства, «нужно ускорить решение этого вопроса».
Если Фрадкову на этот раз удалось избежать президентского гнева, то вице-премьер Александр Жуков попал под горячую руку. Президент сначала задал зампреду правительства вполне «мирный» вопрос – о возможностях по увеличению транспортировки нефти в Китай по железной дороге. Жуков начал докладывать, упомянув под конец про финансовый план реформы РЖД, который правительство будет обсуждать в ближайший четверг. «Вы не считаете, что план нуждается в корректировке?» – неожиданно перешел в наступление Путин. Жуков ответил, что план-то в общем хороший, и надо, чтобы он выполнялся точно по срокам. «Хороший-то хороший, – заметил глава государства. – Но меня беспокоит план создания отдельной от РЖД компании по пассажирским перевозкам. Насколько я понимаю, в 2006 году отдельного субсидирования этой компании не предусматривается. В связи с этим или корректируйте планы, или выделяйте деньги».
Жуков заметил, что на 2007 год выделено на создание этой транспортной компании по перевозке пассажиров 37 млрд. рублей дотаций, что частично решает проблему, в том числе и льготных перевозок. «Частично или только на льготные? – спросил Путин Жукова и, не дожидаясь ответа, продолжил: – Считаю недопустимым входить в реформу железных дорог, не обеспечив ее соответствующими финансами. Если правительство не готово это сделать, то сроки реформы должны быть скорректированы. Мы не должны входить в реформу, перекладывая на пассажиров решение тех вопросов, которые мы должны решать сами».
«Что у нас с макроэкономическими показателями?» – обратился президент уже к министру экономики. Казалось, глава МЭРТа имеет все шансы также попасть под президентский гнев. Данные у Грефа имелись только по инфляции. По словам министра, в октябре прирост цен составил 0,6%, а инфляция за 10 месяцев исчислялась 9,2%. А если ее рост продолжится такими же темпами, как сейчас, то, как пояснил Греф, она несколько превысит утвержденные параметры и составит 11–11,5%. Руководитель Минэкономразвития все-таки нашел, чем порадовать главу государства. Он сообщил, что за последнее полугодие темпы инфляции на одну десятую меньше, чем в прошлом году. Рассказ Грефа о самом больном макроэкономическом показателе Путин оставил без комментариев.