Встреча Владимира Путина и Тони Блэра в Лондоне прошла не просто, как говорят дипломаты, в дружеской и открытой атмосфере. Британский премьер продемонстрировал другу Владимиру то, чего до сего момента не видел никто из иностранцев, включая американского президента Джорджа Буша. Вчера в Лондоне президент России посетил святая святых британских спецслужб – Центр кризисного управления (COBR), находящийся в сверхсекретном комплексе под Уайтхоллом.
Экскурсия в COBR, встреча двух лидеров тет-а-тет дома у Блэра, в комнате, заваленной неубранными детскими игрушками, – все это демонстрировало, что Кремль добился своей главной задачи укрепить отношения с британским премьером, чьи позиции среди европейских лидеров сейчас наиболее сильны. Кстати, как дал понять Путин, на встрече с Блэром один на один они говорили и о проблеме 2008 года. Отвечая на вопрос корреспондента «НГ» о темах своего разговора с британским премьером российский президент отметил, что Блэра, в частности, интересовала внутриполитическая ситуация в России. Как отметил Путин, с британским премьером они говорили о том, как должна складываться ситуация в отношениях между Россией и Европой в ближайшие годы. «Я с оценками британского премьера согласен. Это был дружеский подход, позитивные оценки», – отметил президент. Укрепление отношений с британским премьером особенно важно в условиях, когда положение традиционных друзей России в Европе – французского президента Жака Ширака, немецкого канцлера Герхарда Шрёдера и итальянского премьера Сильвио Берлускони несколько ослаблено.
Разумеется, причина значительного улучшения отношений России и Великобритании не только в хорошем личном контакте Путина и Блэра, но и в темах, ставших ключевыми в отношениях двух стран, – поставки российских энергоносителей Великобритании и совместное противодействие терроризму. По сути, это и стало главным мотивом, объединившим и сплотившим Путина и Блэра. Энергоносители и антитеррористические действия оказались в центре внимания на состоявшихся вчера российско-британских переговорах в расширенном составе. Как рассказал «НГ» председатель комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев, тема двухсторонних торгово-экономических отношений обсуждалась с акцентом на обозначение стратегических перспектив. К таким перспективам, по словам Косачева, относится сфера энергетики. Как отметил депутат, по газу через 5–7лет, а по нефти через 10–15 Британия не сможет удовлетворять свои собственные потребности. В этой связи вчера на переговорах обсуждались различные варианты поставок российских энергоносителей в Великобританию. Говорили вчера и о более широком проникновении британского капитала в российскую экономику. В этой связи участники переговоров поддержали действия Бритиш Петролеум в России. Между тем, как заметил Косачев, конкретные инвестиционные проекты британских компаний в России вчера не обсуждались.
Другой важнейший вопрос – противодействие угрозам терроризма – был, пожалуй, не менее важной темой, затронутой вчера на переговорах в расширенном составе. Заметим, что эта тема для России неразрывно связана с проблемой экстрадиции Ахмеда Закаева. Возможно, фамилия Закаева вчера на переговорах не звучала. Между тем, как сообщил «НГ» источник в российской делегации, британская сторона признала возможность изменения в своем законодательстве. Британия не исключает ужесточения мер в отношении лиц, которые не совершили террористических акций на территории Британии, но подозреваются в совершении подобных преступлений на территории других стран.
Говорили на переговорах и о визовом режиме между двумя странами. Великобритания, как известно, не входит в Шенгенскую зону, а значит, договариваться с ней по этому вопросу необходимо отдельно. Как рассказал Косачев, конкретные поручения по этому вопросу были даны главам министерств иностранных дел обеих стран. Участники переговоров также поговорили о ситуации в Афганистане. Как подчеркнул Косачев, «на двухсторонних переговорах не было ни одной темы, которая бы обсуждалась в конфронтационном ключе».
Заметим, что настрой британских СМИ по отношению к России несколько отличается от настроя Даунинг-стрит. Так, газета «The Independent» в статье, посвященной заявлениям российского президента на пресс-конференции по итогам Саммита Россия–ЕС, выразила опасение, что «у ЕС может возникнуть слишком большая зависимость от поставок российских энергоносителей». Издание уличило Путина в том, что тот «хвалился мощью России на Саммите ЕС». По мнению издания, это «гордые заявления на международной арене», которые нужны Путину для поддержания его имиджа у себя дома.
Мнение Блэра не разделяют и некоторые британские политики, которые не забывают напоминать официальным британским властям о необходимости контролировать соблюдение прав человека в России. Так, например, накануне визита Путина в Лондон «The Тimes» опубликовала письмо троих представителей Либерально-демократической, Лейбористской и Консервативной партий, обратившихся с требованием «действовать жестче по отношению к России».
Официальным поводом подобного заявления стало несогласие авторов письма с комментарием, сделанным британским послом в Москве мистером Тони Брентоном, где он в связи с делом ЮКОСа заявил, что «ни Великобритания, ни любая другая страна не должна указывать России на то, как ей разбираться с внутренними делами».
По их мнению, дело ЮКОСа – часть «продолжающегося наступления на права человека и демократические свободы в России». Политики считают, что Европа должна публично заявить о том, что государства не «могут безнаказанно нарушать права своих граждан, не опасаясь вмешательства из-за рубежа», и напомнить, что «Россия должна выполнять свои обязательства в области прав человека» и «Британия должна играть в этом первую роль».
═
Лондон