Вчера в Государственную Думу поступил президентский законопроект, изменяющий порядок выборов региональных начальников. Напомним: в последнем послании парламенту Владимир Путин предложил, чтобы та партия, которая победила на выборах в региональное законодательное собрание, получила бы право выдвигать своего кандидата в губернаторы, направляя соответствующую инициативу президенту.
Суть документа состоит в том, что право выдвигать кандидата в губернаторы действительно предоставляется той партии, которая получила первое место на выборах по партийным спискам. Однако, для того чтобы осуществить данное право, партии-победительнице необходимо либо контролировать большинство всех мест в региональном парламенте, либо вступать в коалицию с другими политическими силами, чтобы вместе составить необходимое большинство. Президентский законопроект также не забыл и о том, что пока еще существуют избирательные блоки. Им в случае победы на выборах тоже дается право выдвинуть своего кандидата, согласованного участниками блока. Если две партии набрали одинаковое количество голосов, то право выдвигать претендентов на губернаторское кресло получат обе. Однако президенту будет направлена только та кандидатура, которая получит поддержку большинства заксобрания.
Таким образом, получается, что ключ к успеху лежит в победах по одномандатным округам, где, как показывает практика, обыкновенно выигрывают или кандидаты от партии власти, или, если губернатор в ней все-таки не состоит, просто его некие ставленники. Из этого следует, что если «Единая Россия» не всегда будет иметь право предлагать президенту кандидатуру губернатора, то и другие партии, право такое получившие, воспользоваться им не смогут. Поэтому, например, секретарь генерального совета ЕР Вячеслав Володин, комментируя президентский законопроект, и отметил, что он «будет подталкивать партии к консолидации, потому что растаскивание голосов ни к чему не приведет».
Володин отверг утверждения о том, что данный закон устроен исключительно в пользу «Единой России». Он привел в качестве аргумента результаты выборов в Амурской области, где единороссы получили в выборах по партийным спискам второе место, а значит, действуй закон сейчас, права на выдвижение кандидата в губернаторы не получили бы.
Как сообщил корреспонденту «НГ» глава думского комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин, то, что местные парламентарии смогут предлагать президенту на должность высшего должностного лица субъекта РФ своего претендента, «не означает, что такой кандидат будет для главы государства обязательным, он может его рассматривать, а может – и нет». Так что, заметил Гришин, «образуется еще один канал для поступления к президенту предложений по кандидатурам губернаторов: теперь не только через полпредов, но и от политических партий». Виктор Гришин предполагает, что после вступления закона в силу партиям придется соответствующим образом менять собственные уставы, а вот там, по его словам, «может быть зафиксировано, например, то, что региональное отделение должно согласовывать кандидата на высшем партийном уровне, чтобы не было такой региональной автаркии». Глава думского комитета уверен, что прохождение закона через все инстанции, а следовательно, его вступление в силу займет максимум 3 месяца, то есть он может начать действовать уже с нового года.
Новый законопроект не отменяет существующий сейчас институт доверия президента. Другими словами, если губернатор захочет поставить перед президентом вопрос о доверии и президент одобрит его кандидатуру, тогда вопрос о том, кому быть руководителем региона, автоматически снимается, даже если победившая партия будет предлагать иные варианты. Другое дело, что в российской реальности губернатор – выдвиженец президента будет либо членом ЕР, либо ЕР представит его как свою собственную кандидатуру.
В законе также прописан вариант, в соответствии с которым две или несколько партий получат одинаковое количество голосов. В этом случае каждая из них будет предлагать собственную кандидатуру либо они будут договариваться о едином кандидате. А еще, согласно этому закону, полпред президента, который сейчас вносит на рассмотрение главы президентской администрации две или более кандидатуры, обязан включить ставленника победителей.
Скептически к данному законопроекту относятся на правом оппозиционном фланге. «Это последовательные действия по укреплению позиций «Единой России», – заявил глава СПС Никита Белых. – При столь масштабном административном ресурсе, который сейчас работает на нее, победить на региональных выборах какой-то другой партии практически невозможно». По его словам, этот законопроект только теоретически укрепляет роль партий, но с практической точки зрения имеет декоративный характер. Зампред «Яблока» Сергей Иваненко назвал этот законопроект полумерой, «потому что партией кандидатура только рекомендуется». «К тому же непонятно, если, например, одна партия наберет 15 процентов голосов, а другая 14, то что, первая из них будет считаться победителем?» – поинтересовался яблочник.