Сегодня с открытия выставки «Европалия–Россия-2005» в Бельгии начнется европейское турне Владимира Путина. В Брюсселе президент пробудет несколько часов, а затем вылетит в Лондон. Завтра утром он примет участие в саммите Россия–ЕС (о саммите см. интервью Сергея Ястржембского), а уже во второй половине дня начнутся мероприятия рабочего визита главы России в Великобританию. Он пообщается с премьером Тони Блэром один на один и встретится с представителями крупнейших британских компаний. В среду состоятся переговоры в расширенном составе с участием членов делегаций. Кремль не забывает напоминать Даунинг-стрит о необходимости экстрадировать в Москву Ахмеда Закаева.
═
Без шапки Мономаха и царского трона
═
Бельгийцы очень просили привезти в Брюссель на фестиваль российские исторические реликвии – шапку Мономаха и один из царских тронов. Но сокровища прежней власти власть нынешняя решила не отправлять в зарубежное турне. Это не помешало сделать фестиваль российской культуры «по художественному уровню, масштабу и количеству мероприятий одним из самых репрезентативных в истории «Европалии».
Хотя в Кремле подчеркивают, что главная цель краткой поездки Путина в Бельгию – открытие фестиваля российской культуры, визит пройдет на самом высоком уровне. В аэропорту Путина собирается встретить Альберт II. Затем король всех бельгийцев и российский президент позавтракают в королевском дворце. Запланирована и встреча с премьер-министром Бельгии Ги Верхофстадтом. В ходе визита будет подписана Совместная программа действий на 2005–2007 годы. По словам собеседника «НГ» в Кремле, с Верхофстадтом у Путина «тесные, товарищеские отношения», бельгийский премьер «прогрессивный человек, к России хорошо относится, хотя и замечает все наши недостатки».
Кстати, именно в Бельгию был перенесен в 2002 году саммит Россия–ЕС после решения председательствовавшей тогда в Евросоюзе Дании не отменять «Всемирный чеченский конгресс» в Копенгагене, что вызвало бурное негодование Москвы. Тогда в Брюсселе Путин, отвечая на вопрос о нарушении прав человека в Чечне, предложил западному журналисту посетить Москву, где можно сделать обрезание так, чтобы «уже больше ничего не выросло».
Вряд ли на этот раз в Бельгии Путину будут задавать вопросы про Чечню. По сути, главной темой российско-бельгийских отношений становится энергетика. В декабре 2004 года «Газэкспорт» и «Distrigaz» подписали соглашение о транзите российского голубого топлива через Бельгию в Великобританию. Для этого будут использованы либо существующие сети, либо возможности Северо-Европейского газопровода.
═
Искусственные раздражители
═
В Кремле не скрывают, что придают визиту в Великобританию «самое серьезное значение». Дело не только в том, что это государство в настоящий момент председательствует в ЕС. «Позиции Блэра среди европейских лидеров наиболее устойчивые, а среди лидеров самых крупных государств Европы – самые устойчивые», – подчеркивает высокопоставленный кремлевский чиновник. Вероятно, именно поэтому встречи Путина и Блэра проводятся в этом году с такой же высокой интенсивностью, как раньше – с Шираком и Шрёдером. Москва хотела бы услышать мнение Лондона по ключевым вопросам. «Нам очень важно, как смотрит Блэр на результаты выборов в Польше, прибалтийские выкрутасы», – отмечает кремлевский собеседник «НГ». Кроме того, Великобритания передает эстафетную палочку России по проведению «большой восьмерки». «Они с нами по-товарищески делятся опытом, – признает кремлевский чиновник. – Мы впервые проводим G8, и ощущение локтя помогает нам преодолевать трудности».
Отношение Москвы и Лондона по-прежнему отягощает проблема экстрадиции Ахмеда Закаева и Бориса Березовского, которым Великобритания предоставила политическое убежище. Вероятно, чтобы лишний раз не тревожить британскую сторону, Кремль напомнил о своей позиции через СМИ. «На фоне в целом позитивного развития российско-британских отношений в них, однако, по-прежнему присутствуют и некоторые негативные моменты, связанные прежде всего с деятельностью ряда осевших в Великобритании «новых политэмигрантов», – заявил журналистам помощник президента по международным вопросам Сергей Приходько.
Любопытно, что на этот раз в Кремле не скрывают оптимизма по поводу возможного «устранения искусственных раздражителей» в отношениях между двумя странами. «Думаю, что это произойдет, – заявил высокопоставленный кремлевский чиновник, – я даже уверен, что это произойдет. Они сами все понимают». Между тем британские официальные лица публично заявляют о своей прежней позиции. «Если Россия предоставит необходимые доказательства вины Закаева, он будет экстрадирован. Если не предоставит, он экстрадирован не будет. Это тот вопрос, который решают не британские власти, а британская судебная система», – заявил накануне визита Путина в Лондон британский посол в Москве Тони Брентон.