0
893
Газета Политика Интернет-версия

26.08.2005 00:00:00

Выборы-2008 под знаком интернета

Тэги: интернет, аудитория, блог


интернет, аудитория, блог Массовый пользователь отечественного интернета становится все более верноподданническим.
Фото ИТАР-ТАСС

На сайте одной из электронных газет открылась страница под названием «Кольцо оппозиции». В намерения авторов входит каталогизация оппозиционных ресурсов рунета – там же помещен рейтинг ведущих оппозиционных русскоязычных сайтов. Отечественный интернет вообще в последние годы бьет рекорды посещаемости. И одновременно, по мнению экспертов, он теперь напоминает супермаркет, куда в день распродажи хлынула толпа, сметающая с прилавков товар, которым становится сегодня и идеология. Состав покупателей идеологической продукции сильно изменился, как, впрочем, и она сама.

Идею оценит реклама

Бурный рост числа пользователей наметился уже пять лет назад – за один только 2001 год их стало больше на 39%. А количество российских интернет-пользователей в нынешнем году, по данным аналитического отчета исследовательской компании J'son & Partners, может вырасти еще на 24% по сравнению с 2004 годом. Число пользователей сети интернет в РФ по итогам 2004 года составило 18,5 млн. человек. Еще одна особенность: ежегодный рост трафика и распространение модели повсеместного использования интернета, который обосновался не только в офисе, но и дома, на даче, в транспорте и других общественных местах.

Таким образом, каждый двенадцатый житель России пользуется услугами сети. По данным J'son & Partners, доходы операторов от услуг передачи данных и доступа в интернет в РФ в 2005 году могут вырасти на 46% по сравнению с 2004 годом – до 1,5 млрд. долл. В первом квартале 2005 года доходы выросли на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 350 млн. долл.

Одновременно, как считает создатель популярных медиа-ресурсов Антон Носик, «каждый год население интернета упрощается». Согласно данным ФОМа, число пользователей растет именно в регионах, хотя провинциалы и не так активно пользуются интернетом в отличие от столичных пользователей. По мнению Носика, «упрощение интернета произошло за счет лиц меньшего уровня образования». Интернет пошел в массы, и этот процесс одинаково выражен как в столице, так и в провинции.

Таким образом, считает он, в сети происходит сейчас практически то же самое, что давно произошло в офлайне, где тиражи таблоидов в разы превосходят тиражи серьезной прессы. Причины оттеснения на обочину серьезных либеральных интернет-изданий, по мнению эксперта, политические: «Никакого прироста политического класса в однопартийной стране быть не может».

Упрощение строптивых

Собственно, как считает автор известного цикла «Владимир Владимирович. ру» и редактор интернет-издания «Дни. ру» Максим Кононенко, «власть никогда особенно вопрос политической жизни в сети не интересовал: аудитория была очень маленькая. Все, что делалось, – провокативные эксперименты, о которых потом писала бумажная пресса. Сейчас, перед следующим циклом выборов, администрация начала немножко интересоваться этим вопросом. Потому что за последние пару лет интернет в мегаполисах стал более востребован, чем бумажная пресса. Насколько я вижу, все это идет дальше заинтересованности».

Возникает вопрос: насколько нужны власти сегодня активные действия по ущемлению либерально-демократических изданий в обстановке захлестнувшей интернет толпы из супермаркета? «Вы правы, – соглашается с корреспондентом «НГ» Кононенко, – власть, может быть, и хотела бы сейчас что-то поделать, а делать ничего не надо, потому что все само собой происходит».

Причина происходящего, считают эксперты, в превращении сети в ходовой рыночный товар: «Это супермаркет, где все есть – дорогие и дешевые марки. Каждый может найти себе что-то по душе, – отмечает политтехнолог Марина Литвинович. – Это нормальная бизнес-ситуация – делают проект в интернете, зарабатывая на рекламе. Бизнес пришел в интернет, в сферу массовой информации. Одновременно пришли пользователи – и подтянулись люди, которые на них зарабатывают. Интернет развивается на том, чтобы как можно большему числу людей впихнуть как можно большее число товаров. Под товаром я понимаю что угодно – начиная от идей и кончая вещами. Идеология – это тоже товар. Бизнес продает идеологию и политику, продает желтую информацию, развлекаловку, игру. Вопрос только в том, есть на эту продукцию спрос или нет».

Все ушли на блоги

Склонен согласиться с Литвинович и Антон Носик: «Интернет не служит ни обществу, ни власти. Он является отражением нашего восприятия». Массовый пользователь, сильно упростивший отечественную интернет-продукцию, утверждают эксперты, сегодня выталкивает потребителей более или менее интеллектуальной продукции в особую нишу: «Сейчас, – говорит Кононенко, – на самом деле, и это общемировая тенденция, интернет идет в сторону именно блоговой системы. Раньше это были СМИ, где люди высказывали разные мнения, но не было никакого общего механизма, который бы все эти мнения объединял. Сейчас существуют популярные блог-системы, в которых миллионы людей могут перекрестно друг с другом общаться. На самом деле сейчас создается в интернете очень интересная вещь – огромное community, которое объединяет людей самого разного культурного уровня».

Национальное community, утверждает эксперт, несколько отличается от общемирового: «Если на Западе в этих блогах больше речь идет о том, например, «как я провел лето» или «как я купил себе новый макинтош», то в России блоги совершенно особенная вещь – здесь проявляется наш особый путь. Дело в том, что политическая дискуссия, пропавшая со страниц газет, из телика и радио, она там вся сейчас. Люди интеллектуального труда пользуются Livejournal, и у них нет ощущения, что в стране отсутствует политическая дискуссия – она есть, просто она не в том месте, где была раньше».

Пример применения на практике мобилизующей функции интернета приводит замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин: «На Украине он служил не только площадкой для информационных войн, но и средством мобилизации. Когда идут обычные стандартные выборы, на интернет вряд ли стоит тратить много сил. Старушки – самый дисциплинированный электорат – туда не ходят. Но если возникает кризисная ситуация, если нужно например «собрать ребят» – чтобы выступить против решения Центризбиркома, то здесь интернет выступает не только в роли пропагандиста, но уже буквально в роли коллективного организатора. И вот тут его роль повышается в разы, как это и произошло на Украине. У нас на каком-то этапе этот фактор может сработать».

С ним согласен Кононенко: «Почему появилась масса молодежных движений в этом году после киевских событий? Только из-за Livejournal! Он явился той средой, где эти вещи стали бурно развиваться и расти. На самом деле все нормально: сужения либерального пространства нет – оно расширяется за счет блогов».

Между тем это самое либеральное пространство, оставаясь доступным всем желающим, нисколько не мешает страждущим иной идеологической продукции потреблять ее во все большем количестве. Интернет, предупреждает заместитель генерального директора компании «Рамблер» Иван Засурский, способен формировать нужный государству образ врага: «Поскольку президентская кампания была выиграна на войне с Чечней, то в основу идеологического проекта объединения России была заложена национальная карта, – говорит Иван Засурский. – Но при этом проект имеет нежелательные последствия. У нас появились враги, при этом враги другой нации: не коммунисты–капиталисты, а русские–чеченцы. Естественно, рано или поздно такие явления должны получить отражения в интернете».

Место России в сети

В августе 2005 аналитическая компания comScore Media Metrix опубликовала исследование, согласно которому 200 тыс. русскоязычных пользователей Livejournal с 1 февраля 2001 года обзавелось собственными журналами, оказавшись на четвертом месте в мире. Первые три занимают Соединенные Штаты, Канада и Великобритания.

Активность посетителей сети в России в 2005 году (Rambler’s Top)

Москва 31,81%
Санкт-Петербург 7,01%
Свердловская обл. 2,02%
Новосибирская обл. 1,88%
Краснодарский край 1,42%
Московская обл. 1,28%
Нижегородская обл. 1,08%
Остальные регионы 26,65%
Зарубежные страны 26,65%
Расположение не определено 8,36%

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
456
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2166
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1407
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1046

Другие новости