Уго Чавес (слева) и Владимир Путин поддерживают доверительные отношения.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера президент Венесуэлы Уго Чавес пригрозил прекратить экспорт нефти в США в случае, если Вашингтон не прекратит нападки на его правительство и политику. «Мы не хотим порывать отношения с администрацией США, – передает слова Уго Чавеса Интерфакс. – Но если агрессия будет, как сейчас, нарастать, то это может поставить под угрозу отношения между Венесуэлой и Соединенными Штатами». Тогда «два танкера с венесуэльской нефтью, которые каждый день прибывают в США, могут отправиться по другому маршруту». По словам Уго Чавеса, «американский рынок не является жизненно важным» для его страны.
Отметим, что эксперты уже неоднократно проводили параллели между Венесуэлой и Россией и отмечали, что наша страна все больше движется по пути, проторенному страной, возглавляемой ныне Уго Чавесом. К тому же лидеры обеих стран не скрывают симпатии друг к другу. Венесуэльский президент уже несколько раз бывал в России, и в ходе одного из своих визитов в Москву даже назвал своего российского коллегу «братом». Отметим, что заявления, аналогичные вчерашним, президент Венесуэлы делал неоднократно. По мнению экспертов, неурегулированность отношений с партнерами характерна для большинства крупнейших экспортеров нефти. Причем зачастую экспортеры намеренно делают разного рода скандальные заявления, чтобы спровоцировать рост цен и, соответственно, получить в казну больший доход. В связи с этим подобные заявления, по мнению аналитиков, играют на руку России: в преддверии президентских выборов 2008 года вопрос цены на нефть становится для нашей страны ключевым. Ведь в случае, если цены на нефть упадут, на выполнение раздутых социальных обязательств, возмещение дефицита Пенсионного фонда придется потратить триллионы рублей.
В целом зависимость от нефтяного экспорта, по мнению экспертов, грозит России повторением судьбы Венесуэлы. В частности, советник президента по экономике Андрей Илларионов неоднократно отмечал наличие угрозы «венесуэлизации» России. «Есть многое, что можно увидеть, вглядевшись в венесуэльское зеркало российской экономики и политики. С точки зрения экономики, политики и международных отношений наблюдаются поразительные параллели, особенно с конца 50-х годов. Это не только национализация, это огосударствление экономики, усиление бюрократического вмешательства в венесуэльскую жизнь, уменьшение, особенно заметное в последние годы, с нынешним президентом, уровня развития демократических институтов в Венесуэле».
Сейчас Россия стоит «на пороге того, чтобы повторить путь Венесуэлы и Саудовской Аравии, когда в экономике страны будут работать 2–3 отрасли, а в остальных окажутся слишком высокими издержки производства», – считает Андрей Илларионов.
На сегодняшний день предсказать, как будет развиваться ситуация в дальнейшем, довольно трудно. Вчера рынок, привыкнув к подобным высказываниям со стороны венесуэльского президента, не отреагировал на заявления Уго Чавеса. Однако очевидно, что если Россия пойдет по пути Венесуэлы и начнет шантажировать Запад угрозами снижения поставок, ситуация на мировом нефтяном рынке может приблизиться к критической. Насколько сильно влияние России, свидетельствует рекордный скачок цен на нефть в прошлом году после начала фазы активных «боевых» действий властей против ЮКОСа и последовавших за этим заявлений руководства компании о возможности значительного сокращения поставок.