Эксперты считают, что западные банки могут неплохо заработать на переделе собственности в российской экономике. На фото: глава Ситигрупп Сэнфорд Уэйл на встрече с Путиным в июне 2005 года светится от счастья.
Фото REUTERS/ITAR-TASS/PRESIDENTIAL PRESS
Вчера суд Техаса должен был рассмотреть иск, поданный 25 июля синдикатом западных банков, о взыскании с НК «ЮКОС» 482 млн. долл. долга. Истцов возглавляет Societe Generale, в пул входит еще 13 кредиторов: Citibank, Deutsche Bank, Commerzbank, BNP Paribas, ING и др. За месяц до этого аналогичный иск от тех же юридических лиц был удовлетворен Высоким судом Лондона. Эксперты говорят, что такая агрессивная судебная кампания может объясняться стремлением кредиторов обанкротить ЮКОС, чтобы получить с компании хоть что-то. При этом аналитики отмечают, что такой сценарий все же маловероятен и что скорее всего ЮКОС будет продан «единым куском». По мнению экспертов, в качестве покупателя выступит «аккредитованная» при Кремле компания, возможно даже никак не связанная с нефтегазовой отраслью.
«После покупки «Роснефтью» «Юганскнефтегаза» возможностей для распродажи других активов ЮКОСа было сколько угодно. Однако при сохранении достаточно большой налоговой задолженности «дочки» ЮКОСа не начали распродаваться», – говорит аналитик компании Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев. По его словам, «первоначально предполагалось дать всем сестрам по серьгам, то есть все активы ЮКОСа были заочно уже расписаны: «Самаранефтегаз» отписано ТНК-ВР, «Томскнефть» – то ли «Газпрому», то ли «Сургутнефтегазу». Покупателей было много, однако распродажа так и не состоялась».
«На мой взгляд, этого не произошло потому, что все ведется к продаже ЮКОСа целиком. С чем связана задержка? Возможно, очень тщательно обсуждается вопрос цены. Такая сделка, где хочется МЕНАТЕПу (группа МЕНАТЕП – основной акционер ЮКОСа. – «НГ») не продешевить. Это единственное объяснение, которое все ставит на свои места. В нынешнем виде если ЮКОС сменит владельца целиком, то новый владелец никакого банкротства, естественно, не допустит. Очевидно, что новый владелец будет из числа лояльных властям бизнесменов. Либо это будет просто госсиндикат, либо кто-то из аккредитованных при Кремле бизнесменов. Список их исчерпывается количеством пальцев на двух руках», – отмечает Дмитрий Царегородцев.
Что касается шансов зарубежных кредиторов получить свои деньги, то они весьма невелики. «У ЮКОСа денег нет. Большее, на что может рассчитывать синдикат, – это потребовать перечислить им деньги от продажи активов, принадлежащих ЮКОСу», – сказал «НГ» Дмитрий Царегородцев. По его мнению, банки стремятся заручиться гарантией того, что им «что-нибудь перепадет от готовящейся продажи Mazeikiu Nafta (НПЗ в Литве. – «НГ»)». «Других крупных активов, да еще готовящихся к продаже, у ЮКОСа нет. А то, что Mazeikiu Nafta будет продан, сомнений не вызывает: для ЮКОСа этот завод сейчас немного «лишний», – считает эксперт.
Западные банки стремятся также получить контроль над американскими активами ЮКОСа. В исковом заявлении кредиторы требуют предоставить им доступ к активам, контролируемым в интересах ЮКОСа компанией Yukos USA и хьюстонским банком Amegy Bank NA. Банк Societe Generale, возглавляющий синдикат, требует заморозить средства в размере 21 млн. долл., задепонированные ЮКОСом в январе этого года при подаче иска о банкротстве в США.
Напомним, что в рассматриваемом техасским судом иске речь идет об остатке долга по кредиту на 1 млрд. долл., который был синдицирован Citibank, Commerzbank, Credit Lyonnais, Deutsche Bank, HSBC, ING в сентябре 2003 года. Координатором сделки выступал банк Societe Generale. С того времени и по июль 2004 года ЮКОС исправно платил процентные взносы и большую часть задолженности погасил. Однако после того, как компании были предъявлены налоговые претензии и ее активы были заморожены, ЮКОС перестал обслуживать долг. Поскольку гарантом по кредиту выступал «Юганскнефтегаз», банкиры предпринимали попытки обратиться к его новому владельцу – компании «Роснефть». Глава госкомпании Сергей Богданчиков, по неофициальной информации, дал понять банкирам, что не намерен расплачиваться за чужие долги. Отметим, что это была не первая попытка западных кредиторов взыскать «материнские» долги с дочерней структуры. В мае этого года Group Menatep направил в арбитражный суд Лондона исковое заявление, в котором просит суд обязать погасить остаток по кредиту в размере 655 млн. долл. «Юганскнефтегаз», как одного из поручителей по предэкспортному кредиту, выданному ЮКОСу в 2003 году на сумму 1,6 млрд. долл. «Новостей по поводу развития судебных действий пока нет. Но мы находимся в постоянном контакте с кредиторами, который основывается на взаимопонимании», – заявили «НГ» в пресс-службе «Роснефти», отметив при этом, что «эти контакты будут продолжаться».
По всей видимости, «Роснефть» намерена разрешить конфликт с западными банками в досудебном порядке, посредством «контактов, основанных на взаимопонимании». «Продолжать в судебном порядке взыскивать с «Юганскнефтегаза» долги ЮКОСа – значит обидеть «Роснефть», а в ее лице и весь госаппарат, – говорит Дмитрий Царегородцев. – Сейчас самый крупный бизнес в России делается либо госкомпаниями, либо с их одобрения. И все, кто хочет здесь зарабатывать, готовы наступить на горло собственной песне, лишь бы сохранить хорошие отношения с властями». Дружба с «Роснефтью» выгодна западным банкам не только с политической, но и с экономической точки зрения. «Учитывая тот факт, что в скором времени «Роснефть» собирается проводить IPO и кредитоваться у западных банков, то они будут стараться сотрудничать друг с другом», – считает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. По его мнению, сотрудничество банковского синдиката с «Роснефтью» может быть стратегическим. «Они могут договориться о том, чтобы кредит требовался не с «Юганскнефтегаза», а непосредственно с ЮКОСа», – считает эксперт.