Вчера президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал поправки в законодательство по вопросам обеспечения национальной безопасности. Эти поправки с жаром обсуждались на протяжении последних месяцев и сразу были оценены общественностью как «антиреволюционные», направленные на то, чтобы задушить протестные настроения, набирающие силу перед президентскими выборами. Да и их разработчик – правительство – особо этого не скрывал, заявляя, что закон необходим, чтобы власти могли «оперативно реагировать» на антиконституционные действия со стороны неких террористических и экстремистских организаций.
При этом представителей властных структур совершенно не беспокоил тот факт, что к числу потенциальных террористов и экстремистов они отнесли политические партии, средства массовой информации и религиозные организации. Регулирование деятельности этих структур и есть главный предмет закона.
Согласно законодательным новшествам, в Казахстане вводится административная ответственность иностранных граждан за финансирование политических партий Казахстана, а также за деятельность, которая способствует выдвижению и избранию на выборах кандидатов и политических партий. За последнее правонарушение иностранцы будут штрафоваться (сумма штрафа от 200 до 500 долл.) и выдворяться из страны. Финансирование партий иностранцам обойдется дороже: физическому лицу придется заплатить штраф в 3 тыс. долларов, а юридическому – 15 тыс. долларов плюс арест на 15 суток лидера партии и ликвидация партии как таковой. Таким образом власти надеются пресечь финансирование оппозиции из-за рубежа – через разнообразные фонды и НПО. И хотя все международные миссии и даже посол США в Казахстане Джон Ордвэй официально заявляли, что не занимаются финансированием казахстанских политических объединений, введение в действие «запретной нормы» в ближайшее время повлечет за собой ликвидацию оппозиционных партий и правозащитных НПО.
Придется изменить работу и казахстанским СМИ. Журналистам радио- и телеканалов придется 50% времени вещать на казахском языке. Нарушение этого правила приведет к закрытию СМИ. Руководить газетой или телеканалом может только казахстанец – иностранцам это запрещено. Журналисты будут нести ответственность за публикацию информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций. Очевидно, что под этим соусом силовики пытаются обеспечить себе полную бесконтрольность действий. Тем более что объявить антитеррористическим мероприятием можно и разгон митинга оппозиции. Расширен также перечень оснований для закрытия СМИ: кроме освещения антитеррористических операций это разглашение сведений, составляющих государственные секреты; пропаганда культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства; пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; распространение теле-, радио- и видеопродукции порнографического характера.
Законодательные поправки вводят также новое понятие «миссионерская деятельность» – «проповедование и распространение какого-либо вероучения посредством религиозно-просветительской деятельности». Все прибывающие в Казахстан миссионеры обязаны будут пройти регистрацию в органах юстиции, встать на учет в местных исполнительных органах и проходить ежегодную перерегистрацию. При этом госорганы имеют полное право отказать в регистрации, а на каком основании – в законе не регламентируется.
Религиозные организации, общественные объединения, политические партии могут быть закрыты, если госорганы решат, что их деятельность направлена на нарушение законодательства страны. Сейчас оппозиционные силы Казахстана опасаются, что это положение нового закона будет использовано в первую очередь против них. Тем более что в стране уже есть прецедент: оппозиционная партия «Демократический выбор Казахстана» была закрыта как экстремистская за призыв к гражданскому неповиновению. Но если ДВК пыталась как-то себя защитить, устраивая митинги, акции протеста, то новый закон исключает и это: в период приостановления деятельности организации запрещается выступать от ее имени в средствах массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги и иные публичные выступления. Кроме того, «приостанавливаются расходные операции по банковским счетам религиозного объединения, за исключением расчетов по трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных в результате ее деятельности, и уплате штрафов».
Закон о нацбезопасности с первых дней вызвал резкую критику не только со стороны СМИ и неправительственного сектора. С резкой критикой выступило и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Однако ни парламент, ни правительство к ним не прислушались. В кулуарах парламента депутаты открыто признавались, что закон этот нужен лишь для одной цели – не допустить повторения киргизских событий. Тем более что волна протеста в Казахстане постепенно нарастает, оппозиционные движения набирают силу и постоянно ставят вопрос о легитимности намерения Назарбаева вновь баллотироваться на очередной срок. Независимые юристы дискутируют по этому вопросу. Де-юре, как говорят юристы из президентской администрации, он имеет полное право баллотироваться вновь, поскольку по новой Конституции (с поправками от 1995 года) он на выборах был лишь один раз – в 1999 году. Ну а то, что де-факто Назарбаев руководит Казахстаном с первых дней обретения независимости, официальные юристы стараются не замечать.
═
Астана