Вчера впервые обнародовал свою платформу давно обещанный председателем Комитета-2008 новый политический проект – Объединенный гражданский фронт. Также стало известно, кто вместе с Каспаровым стоит у истоков движения: несколько депутатов Госдумы, питерские политики, представители «Открытой России» и журналисты из Комитета-2008. Цель фронта обозначена его манифестом: «Слом путинского режима, его полный демонтаж».
Среди подписантов – независимые парламентарии Анатолий Ермолин (кстати, бывший член фракции «Единая Россия») и Олег Шеин (бывший член фракции «Родина»). Последний участие в движении объяснил «НГ» следующим образом: «Надо как-то кончать с бардаком, который творится в стране после принятия 122-го закона». Корреспондент поинтересовался – почему нельзя было бороться с бардаком в рамках родной партии, на что Шеин ответил: «Вести социальную борьбу в рамках политструктуры – значит сделать ее заложником политического манипулирования».
Как сообщила «НГ» пресс-секретарь Комитета-2008 Марина Литвинович, движение изначально виделось его организаторам свободным от идеологии и потому должно стать максимально широким, вовлекающим в уличные акции (основной метод воздействия на власти) представителей самых разных партий. Правда, с лидером «Яблока», по признанию Литвинович, переговоров о союзе не велось – зато вопрос сотрудничества обсуждался с заместителем Григория Явлинского Сергеем Митрохиным. «Яблочники пока обдумывают наше предложение и с решением не торопятся», – заметила Литвинович.
Между тем манифест уже подписан главой питерского отделения партии Максимом Резником, который в беседе с корреспондентом «НГ» довольно резко отозвался о колебаниях столичного руководства: «От Москвы вообще один вред – настолько там отдельный от всей остальной России мир. Эти вечные переговоры, разъединения-объединения... Надо действовать по ситуации, не ждать у моря погоды». Явное преобладание питерских в списке отцов-основателей ОГФ Резник объяснил особым «чувством свободы, собственного достоинства и нежеланием ходить строем», а также чувством вины демократов Северной столицы за своего выдвиженца и стремлением доказать, что «Питер – это не Путин». По словам Литвинович, петербургские яблочники имеют хороший опыт взаимодействия с отделениями других политических партий и движений – от коммунистов до солдатских матерей.
Литвинович заверила корреспондента «НГ», что провинция живо откликнулась на инициативу Каспарова – на сайт ОГФ постоянно приходят паспортные данные от граждан, решивших вступить в движение. Чему немало поспособствовал недавний сибирский вояж Каспарова. Имен присоединившихся провинциалов в списке подписантов нет только по причине их малой известности в масштабе страны, пояснила ситуацию пресс-секретарь.
Появление в списке соратников Каспарова имен Александра Осовцова и Анатолия Ермолина указывает на некую связь ОГФ с «Открытой Россией» Михаила Ходорковского – оба деятеля являются членами правления этого благотворительного общества. Правда, пресс-служба ОР на соответствующий запрос «Независимой газеты» ответила отрицательно: «Участие в движении наших товарищей – их личная инициатива, к которой ОР никакого отношения не имеет». Впрочем, иной ответ в данной ситуации и невозможен – организациям подобного рода категорически запрещено заниматься политической деятельностью.
Оппонировать власти фронт намерен с помощью исключительно уличных акций – как заметила Литвинович, «с выборами у нас совсем плохо, а референдумов нет». Конкретизировать цель ближайших акций пресс-секретарь отказалась. Однако о способах борьбы корреспондент все же получил некоторое представление: разговор шел на фоне прорывавшихся в мобильный телефон собеседницы выкриков пикетчиков.
Политологи относятся к провозглашению ОГФ с изрядной долей скептицизма. «Это классический стиль российской интеллигенции, – комментирует манифест директор центра «Меркатор» Дмитрий Орешкин, – осознавшей собственную маргинальность. Объединение не во имя чего-то, а против... Конечно, Путин наносит вред государству – в долгосрочной перспективе. Сужается окно возможностей по сближению с Западом, режим мигрирует в сторону каримовского варианта. Но значительная часть населения и сегодня готова его поддержать – и потому нельзя называть режим нелегитимным. Движение эскадры определяется движением не крейсера, а самого тихоходного корабля. Нужна позитивная программа, а фронт вместо этого осознанно идет на скандал. Такое горлопанство снижает доверие к движению».