В минувшую пятницу суд в США над бывшим главой правительства Украины Павлом Лазаренко счел недоказанными еще 15 пунктов обвинения, оставив в силе только 14. Об этом, как сообщают агентства, объявил федеральный судья Мартин Дженкинс.
Данный факт может серьезно отразиться на судьбе другой высокой персоны, за которую начали борьбу правоохранительные органы США и России, – бывшего российского министра по атомной энергии Евгения Адамова, арестованного в Швейцарии. При принятии решения какому из правосудий – российскому или американскому – вверить свою судьбу, Адамов может воспринять новости с судебного процесса над Лазаренко как некий сигнал, знаковое событие, которое склонит его выбор в пользу экстрадиции в США. «Вид на жительство в «Матросской Тишине» (в России уже есть судебная санкция на его арест) больно мрачен на фоне новостей с процесса над Лазаренко.
Решение по делу Лазаренко – почти сенсация, если вспомнить, что 4 июня 2004 года присяжные признали подсудимого виновным по 29 из 53 эпизодов, в том числе в мошенничестве, отмывании денег и вымогательстве. Один из адвокатов Павла Лазаренко Дениел Горовиц назвал это решение суда огромной победой. «Мы преисполнены оптимизма в отношении исхода дела, – сказал он. – Защита рассчитывает на то, что 23 июня (дата вынесения приговора. – «НГ») господин Лазаренко выйдет из суда совершенно свободным человеком». (Бывший премьер-министр Украины в ожидании суда провел более четырех лет за решеткой, а в июне 2003 года был выпущен на свободу под залог в 65 млн. долл., в настоящее время находится в Сан-Франциско под домашним арестом.)
Что касается Евгения Адамова, то в минувшую пятницу его должны были допросить швейцарские полицейские в присутствии швейцарского адвоката Штефана Веренберга. Об этом заявил представитель федерального управления юстиции Швейцарии Фолько Галли. По его словам, в ходе допроса задержанному будет задан вопрос, согласен ли он на процедуру упрощенной экстрадиции в Россию.
Что ответил Адамов, до сих пор неизвестно. Как сообщил Фолько Галли, эту информацию по просьбе адвоката Веренберга федеральное управление юстиции попридержит в тайне. «Мы в таких случаях идем навстречу», – пояснил он. Сообщение о содержании и результатах допроса не будет разглашаться до тех пор, пока адвокат не даст на это разрешение.
Тем временем представители российского Федерального агентства по атомной энергии пытаются развеять тревогу, посеянную заявлениями о том, что Евгений Адамов может разгласить атомные секреты России, чем нанести непоправимый урон национальной безопасности. Заместитель главы агентства Иван Каменский в субботу, находясь в Санкт-Петербурге, заявил ИТАР-ТАСС, что арест Евгения Адамова не приведет к разглашению секретов отрасли. По его словам, «система хранения секретов ядерной отрасли России настолько хорошо отлажена, что разглашения тайн можно не опасаться». Судя по всему, это – тоже сигнал, но куда более двусмысленный, чем решение по делу Лазаренко. Ведь с учетом этих слов Адамов может сделать вывод, что его судьба на родине никого не волнует, и это тоже склонит его к согласию на экстрадицию в США.
Что касается прогнозов о том, чем завершится судебный процесс над Павлом Лазаренко, то его участники расходятся во мнениях. Марта Борщ (ранее возглавляла обвинение, а сейчас работает в частной юридической фирме) не разделяет эйфорию адвокатов украинского экс-премьера и убеждена, что радикальное сокращение пунктов обвинения на строгости приговора не отразится. По ее словам, судья оставил в силе восемь самых «тяжелых» пунктов, касающихся отмывания денег, которые «потянут» как минимум на 10 лет лишения свободы.
Но приговор Лазаренко – дело отдаленной перспективы. Пока же его пример может вдохновить Евгения Адамова отказаться от возвращения на родину, выбрав меньшее из двух зол. Если уж активное участие Лазаренко в следствии и та роль, которую он сыграл во время избирательных скандалов на Украине, сподвигли американскую Фемиду проявить к нему снисхождение, кто знает, какими козырями готов рисковать российский экс-министр в обмен на сделку с правосудием.