Награждение приморского губернатора Сергея Дарькина орденом «За честь и доблесть» и премией «Российский национальный Олимп» позволило наконец задуматься над приоритетами региональной политики, а заодно и подвести некоторые итоги первого губернаторского срока Дарькина. Для этого достаточно просмотреть всевозможные официальные отчеты, в том числе и краевой администрации.
Возьмем для начала итоги завершающегося отопительного сезона. В Приморье еще не забыли, за что четыре года назад поплатился своей должностью экс-губернатор Евгений Наздратенко. За десятки размороженных домов в трех муниципальных образованиях края. Нынешней зимой буквально в шаге от повторения более масштабной коммунальной катастрофы стояли уже восемь городов и районов края – Владивосток, Хасанский, Тернейский, Кавалеровский и Хорольской районы, Дальнереченск, Находка и Спасск-Дальний. Об этом официально было заявлено на региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти при главном федеральном инспекторе по Приморскому краю в конце марта.
В Спасске отопительный сезон практически завершился еще в конце января, в Находке – в начале февраля. Люди спасались от холода с помощью электронагревательных приборов, а котельные работали в режиме самообеспечения, чтобы не допустить размораживания отопительных систем. Новоиспеченный мэр Находки Олег Колядин в публичных комментариях заявлял о саботаже каких-то внутренних врагов. Однако на коллегии при федеральном инспекторе прямо было сказано, что нынешние беды приморцев стали возможными вследствие халатной ремонтной кампании 2004 года, а также неудовлетворительной ситуации с поставками топлива. Тут уже не о саботаже нужно речь вести, а о качестве управления.
Кстати, Наздратенко четыре года назад тоже пенял на саботаж. Но его не слушали. Центральное телевидение пестрело картинками с видами замерзающего края. К действующему руководству края центральное телевидение, которое практически полностью находится под контролем государства, благоволит.
Обратимся к еще одному каналу официальной информации. На этот раз правоохранительных органов. В феврале текущего года в комментарии информационному агентству «Дейта.ру» представители УВД Владивостока сообщили, что за отчетный период по сравнению с 2003 годом в краевом центре на 20% выросло количество зарегистрированных преступлений. Причем выросло именно количество тяжких и особо тяжких преступлений, а также краж, грабежей и фактов мошенничества. И это на фоне бесконечных разговоров о необходимости обеспечения безопасности государства, чем, кстати, президент Путин и мотивировал свое решение об отмене прямых выборов губернаторов.
С безопасностью в крае дела за последнее время лучше обстоять не стали. И скорее всего не станут, так как между криминалом и властью у нас, похоже, имеется определенное взаимопонимание. На такую мысль наводит случай с кражей автомобиля вице-губернатора Бориса Гельцера. Буквально через день джип вице-губернатора вместе с документами и всем его содержимым вернули. Такое впечатление, что сообщили кому нужно: украли не у того, у кого можно.
Далее по списку несоответствия истинных приоритетов декларируемым идет борьба с бедностью. Сложно разобраться в основательности расчетов краевой администрации о снижении порога бедности в крае до 8% к 2008 году, если у нас с каждым годом катастрофически увеличивается число безработных. Особенно в сельской местности. Так, по последним данным Федеральной службы занятости населения, в 2004 году число безработных в приморской глубинке выросло на 9,9%, а только за два месяца текущего года увеличилось еще на 8,1%. Уже сегодня число нуждающихся в трудоустройстве в 4 раза превышает количество свободных рабочих мест.
В отдельных районах эти показатели и вовсе не поддаются разумному осмыслению. В Анучинском районе, например, очередь из безработных в 125 раз больше имеющихся вакансий. В Яковлевском и Хорольском районах – в 100 раз, Лазовском – в 70 раз, Пожарском – в 50 раз. В Ханкайском районе вообще нет вакансий! Причем это еще не полная картина с занятостью приморского населения. Оказывается, что 36% вакансий предполагают заработную плату ниже прожиточного минимума, а 49% – от прожиточного минимума до средней зарплаты по краю.
Если наш край при всем при этом остается на лучшем счету в Кремле, а его руководство получает ордена, то можно только представить себе, что творится в других субъектах РФ.
Владивосток