Для оглашения своего Послания к нации президент Владимир Путин выбрал интересное время. Уже на другой день после выступления в Мраморном зале Кремля он должен был лететь на Ближний Восток с обширной программой визитов, и всем было ясно, что именно там, возможно, еще в воздухе, в салоне самолета, последуют важнейшие заявления, которые наперебой будут комментировать наблюдатели. Соответственно – Послание уйдет на второй план. Да и дату оглашения документа назвали будто экспромтом, в конце прошлой недели – гости едва успели получить приглашения. Послание заранее было обречено на то, что оно вряд ли станет хотя бы новостью недели.
Программа, оглашенная президентом, рассчитана, по его словам, на десятилетие. Между тем в тексте обращения сегодня гораздо меньше конкретных цифр, чем было еще год назад, а даты исполнения президентских наказов отсутствуют вовсе. Может быть, случилось это по причине хронического невыполнения прежних обещаний. Что замечают не только зарубежные наблюдатели, но и отечественные политики, притом – отнюдь не самые нелояльные. Дмитрий Рогозин, к примеру, вчера «понял, что в стране существует два Владимира Владимировича Путина. Один – этот тот, кто провозглашает определенные ценности, с которыми, безусловно, согласны все, и призывает к их выполнению. Это касается как экономики, финансов, в частности, так и морали и так далее. И другой – который возглавляет правительство и который за все эти годы ничего не сделал для выполнения своих же призывов».
Нынешний скромный – судя по избранному сроку – формат выступления Путина может быть объяснен стремлением президента не слишком акцентировать внимание граждан на новых задачах. Потому что вряд ли Кремль обманывается насчет степени доверия общества к оглашаемым ежегодно текстам. Многие яркие идеи, провозглашенные в предыдущих выступлениях президента, канули в Лету. Или имеют хорошие шансы кануть туда в ближайшее время.
Самый яркий пример – позапрошлогодний призыв к удвоению ВВП, который теперь даже не упоминается в новом Послании. Не то, чтобы задача признана совсем невыполнимой, но как-то постепенно говорить о ней вслух и всерьез, особенно – с указанием предсказанных президентом сроков стало неприлично. А лишенная сроков исполнения, она и вовсе становится нелепой.
Много говорили еще два года назад о повышении роли партий в жизни общества. Была, к примеру, такая смелая идея – сделать правительство по-настоящему партийным, то есть заставить партию власти отвечать перед гражданами за возможные провалы в проведении социальных реформ. Реализация плана свелась к банальному дележу портфелей, бюрократизации правительства и падению влияния и авторитета парламента.
Объявленные реформы ЖКХ, здравоохранения и образования, горячо обсуждавшиеся еще летом прошлого года, так и не состоялись. Родившийся в муках жилищный пакет, как выяснилось, до сих пор не дополнен механизмами реализации важных законов, а ипотека, как и раньше, невозможна по причине банальной нищеты бюджетников. Теперь эти реформы, как выяснилось из выступления президента, проводить надо, но – крайне осторожно. Ни сроков, ни дат не устанавливается – во избежание непременных накладок.
Еще в 2003 году президент специально останавливался на болезненной проблеме сокращения армейского призыва к 2008 году до 12 месяцев. Сегодня об этом забыто. Реформа Вооруженных сил, не начавшись, признана по умолчанию законченной. Видимо, по этой причине прежнее обещание тоже выпало из текста нового обращения.
Прежние Послания охватывали положение дел не только в России, но и в ближнем зарубежье. Упоминались влиятельные структуры СНГ – ЕврАзЭс, к примеру. Сегодня никаких следов приверженности идее сотрудничества на постсоветском пространстве обнаружить нельзя. Такая важная тема, как образование единого экономического пространства, даже не упоминается. Лишь туманно сказано о необходимости перенимать полезный опыт соседей и делиться с ними собственным. А ведь буквально на днях с большой помпой в Госдуме заседал «единый» парламент России и Белоруссии.
Главной идеей нынешнего Послания можно было бы назвать фразу, прозвучавшую в самом начале обращения: создание свободного общества свободных людей. Однако никаких конкретных рецептов не предложено. Лишь скороговоркой перечислены: доступность получения информации, принцип неотвратимости наказания и помощь малоимущим и неспособным гражданам.
Послание, не содержащее конкретных цифр и дат, изобилует оговорками, нивелирующими суть высказываний президента. «Наше чиновничество, – говорит, к примеру, Путин, – еще в значительной степени представляет собой подчас замкнутую и надменную касту, понимающую государственные интересы как разновидность бизнеса». С этим, разумеется, не поспоришь. Однако для того, чтобы убедиться в актуальности постулата, совсем не нужно прилипать на час к телевизору. Для этого нужно отправиться в родной ЖЭК и попытаться, слоняясь по кабинетам, решить любую бытовую проблему. Кстати, обещанная в одном из Посланий система «одного окна» тоже не была реализована.
В целом президент обошелся на этот раз без громких фраз, конкретных наказов и представления заманчивых перспектив. Таким образом, в следующем году нация не сможет упрекнуть главу государства в невыполнении обещаний.