«Тут моя команда!» Владимир Путин был с журналистами любезен, но не слишком откровенен.
Фото REUTERS/ITAR-TASS/PRESIDENTIAL NEWS SERVICE
Вчерашняя пресс-конференция Владимира Путина стала беспрецедентной по продолжительности. Президент отвечал на вопросы больше трех часов – почти на полчаса превысив прошлогодний рекорд. А по информационной насыщенности это коллективное интервью уступало прежним аналогам. Сенсаций не было вообще. В последнее время российский лидер много разъезжал по миру и, похоже, успел выговориться в беседах с зарубежными журналистами.
═
С президентом общались с помощью плакатиков
═
Традиционно первую часть пресс-конференции вел пресс-секретарь главы государства Алексей Громов, поочередно давая право задать вопрос то представителю так называемого «кремлевского пула», то представителям иностранных и региональных СМИ. Потом Путин стал сам указывать на журналистов. Чтобы попасть в число тех, кому удастся задать вопрос главному ньюсмейкеру страны, региональные журналисты стали от руки писать маленькие плакатики. Кто-то писал название региона, кто-то – средства массовой информации. В центре зала сидел мужчина со скромной табличкой в руке – «СЕЛО». Одна девушка сидела в нарукавной повязке с логотипом программы. Она еще хотела надеть косынку, но потом решила воздержаться. «Что это у вас там за знак масонский?» – указал президент на журналиста из Магнитогорска.
Впрочем, Путин пользовался не только импровизированными указателями. «Как вы думаете, почему президент не дал вам возможности задать вопрос?» – спросила я ростовского журналиста, мечтавшего спросить про деятельность полпреда Дмитрий Козака. «Да потому что он на женщин указывал, все на молодых и красивых!» – мой коллега был явно близок к тому, чтобы стать женоненавистником. Действительно, когда сотрудник кремлевской пресс-службы направлялся с микрофоном в направлении, указанном рукой главы государства, чаще всего оказывалось, что Путин имел в виду не представителя мужского пола, а кого-то из его ближайших соседок. «Нет, нет, не вы, а вот та девушка», – говорил президент, круша надежды мужской половины человечества.
Некоторые нюансы пресс-конференции выглядели ремейками прошлогоднего шоу вопросов и ответов. Например, президента снова донимали вопросами представители Нижнего Новгорода. Одним из первых главе государства снова задал вопрос главный редактор газеты «6 соток». На свою беду он даже вспомнил прошлогодний рассказ Путина о том, как президент когда-то «горбатился» на своем приусадебном участке. «Вас тогда много цитировали», – напомнил журналист. «Да, я так сказал?» – воспоминание о собственном перле оказалось не из приятных. Были и явные комплименты в сторону журналистской братии: когда президента спросили, можно ли назвать министров членами «команды Путина», глава государства сделал широкий жест: «Не только там, но и здесь моя команда».
Как обычно, президент не скупился на жаргонизмы, неформальную лексику и шутки. Например, говоря о заседаниях правительства, которые последнее время стали полностью открытыми для СМИ, президент бросил камешек в огород министров: «Хочется выглядеть хорошо перед телекамерами, но при этом голова отключается». Предложил Путин и «зачистить» проблемы в отношениях с Японией. Вспомнил, как ОБСЕ отказалась ехать в Чечню следить за ходом выборов. «А когда мы предложили им поехать в Чечню, они сказали нам нет, низяяя!» – усмехнулся президент, с упоением растягивая последнее слово. «Я как раз исхожу из того, что там на дурочка не проскочишь!» – сказал глава государства, объясняя почему заксобрания будут лучше, чем население, выбирать губернаторов. Ездить в Турцию намного проще, чем в Грецию, объяснял Путин греческому журналисту: «Там мне лет 10 назад, шлеп, какую-то штампульку в паспорте поставили».
Нетрадиционными были только меры безопасности. Журналистам приходилось дважды проходить через «рамки». Вероятно, памятуя о яйцах и прочих пищевых продуктах, брошенных за последнее время в официальных лиц, сотрудники безопасности отбирали всю снедь, откладывая ее в специально отведенное место. Никто из журналистской братии, впрочем, не роптал.
═
Президент предупредил США и Польшу
═
По итогам пресс-конференции стало ясно, что президент по-прежнему крайне раздражен актуальной позицией США и Западной Европы и наметилось сильное похолодания в отношениях России и Польши. Контуры грядущих внутриполитических реформ в России не прояснились.
Президент крайне расплывчато ответил на животрепещущий вопрос, будут ли вслед за губернаторами назначать и мэров. С одной стороны, он констатировал, что действующая система избрания глав муниципальных образований не может быть изменена без решения граждан, проживающих на этой территории. В то же время Путин намекнул, что эту систему можно изменить с помощью референдумов. Кстати, о грядущем волеизъявлении по поводу отмены выборов мэров в Башкирии местные власти уже объявили. Президент дал понять, что для муниципалитетов это будет даже полезнее: «Они в этом случае могут рассчитывать на дополнительные средства из регионального бюджета для решения социальных проблем». А из дальнейших слов главы государства выяснилось, что такая угроза нависла в первую очередь над областными столицами: «Сами губернаторы говорят о необходимости их большего влияния на крупные региональные центры, но никто из них не ставит перед собой задачи и никогда не просил президента о том, чтобы забрать под губернаторскую власть все абсолютно муниципалитеты».
Судя по словам Путина, главы регионов будут участвовать только изредка в работе Совета Федерации, но в какой именно форме, пока неясно. Не ответил он и на вопросы о «проблеме 2008 года», и о том, вступит ли он в дальнейшем в «Единую Россию».
Путин не ответил на вопрос, поедет ли он в следующем году в Японию. Президент пошутил, что у России вообще-то много островов. Японцам вряд ли понравится такая шутка. Ведь никакого смягчения российских позиций в территориальном споре с восточным соседом, судя по вчерашним ответам, не произошло.
Зато появились серьезные опасения, что ухудшатся отношения и с западным соседом, с Польшей. Президент крайне резко отозвался на последние заявления Квасьневского по украинской теме. Российскому лидеру показалось, «что это заявление делает не действующий президент, а человек, который устраивается на работу в связи с истечением срока своих полномочий». Причем эта реплика не была импровизацией (вопрос задавал журналист из Санкт-Петербурга) – о проблемах Польши Путин говорил со знанием дела. «О доме надо думать», – сказал президент, огласив по памяти данные, согласно которым безработица в Польше составляет 20%, а накопленный внешний долг – 92 млрд. евро. Возможно, президент уже начал подготовку к визиту в Польшу, который состоится в третьей декаде января.
Больше всех, конечно, досталось США. Которые Путин заподозрил в желании «ограничить возможности России по развитию ее отношений с соседями», в «стремлении изолировать Российскую Федерацию», проводить такую политику, в частности, в Чечне, «чтобы создать элементы, раскачивающие Российскую Федерацию». Таким образом, президент конкретизировал известное заявление Владислава Суркова про наших внешних врагов, «чья цель – разрушение России и заполнение ее огромного пространства многочисленными недееспособными квазигосударственными образованиями».
Президент повторил вчера ранее звучавшие критические оценки о двойных стандартах в связи с оценками прошедших выборов в Афганистане и предстоящих в январе выборов в Ираке. По словам Путина, мешки с отпечатками пальцев свозились со всего Афганистана в течение двух-трех недель. «Мы предложили проконтролировать выборы в Чеченской Республике... Нам заявили, что там будто бы не созданы условия. А в Ираке можно?!» – задался он вопросом.
Мировые агентства обратили внимание на завуалированное предупреждение, которое Путин адресовал США. «Российский президент предостерег, сделав недвусмысленный намек на Украину, против перманентных революций, способных повергнуть постсоветское пространство в конфликты на югославский манер, адресовав эту завуалированную критику Вашингтону», – отмечает Франс Пресс. Агентство также подчеркивает, что Путин воспользовался пресс-конференцией для того, чтобы оправдать де-факто национализацию ЮКОСа.
Путину задали вопросы 51 журналист (чуть больше, чем в прошлый раз). Глава государства получил 9 приглашений, в том числе одно зарубежное – в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. От него он, кстати, сразу отказался.