Из Санкт-Петербурга Владимир Путин вчера днем перелетел на вертолете в город Удомля. Здесь на севере Тверской области глава государства вместе с губернаторами – членами президиума Госсовета – занимался повышением ядерной и радиационной безопасности населения. Главная достопримечательность Удомли – одна из современных атомных станций, Калининская АЭС. Вчера ее третий блок был подключен к единой энергосистеме России.
Президент летал на самолете, плавал на подводной лодке и даже нажимал на кнопку запуска Бурейской ГЭС. Но как работает мирный атом, еще не видел. Любопытство главы государства вчера удовлетворили на КАЭС, показав машинный блок с турбинами, скорость вращения которых составляет три тысячи оборотов в минуту. Увидел Путин и пульт управления, но кнопку подключения блока к энергосистеме президенту нажать, увы, не удалось. Ее нажали несколькими часами раньше. Там же с помощью камер наблюдения Путин увидел и сам реактор. Пренебрегая обязательным требованием производственной безопасности, каску президент не надел. И напрасно: как только Путин покинул пульт управления, там заработал сигнал тревоги. Как выяснилось чуть позже, на станции упало напряжение.
Открывая заседание президиума, Путин сразу дал понять, что, несмотря ни на что, ситуация в стране меняется к лучшему. Он вспомнил про недавнее открытие моста через Неву и запуск третьего энергоблока КАЭС. «Здесь отрабатываются контуры ядерной энергетики будущего», – заметил президент. «Я хочу обратить внимание, что Россия развивается», – акцентировал глава государства.
Словно почувствовав его настроение, один из выступавших на заседании, губернатор Челябинской области Петр Сумин пригласил Путина поучаствовать 28 декабря в открытии конькобежного катка. Но Путина, похоже, такая предновогодняя перспектива не вдохновила. Гораздо больше его все-таки волновал открывшийся третий блок Калининской атомной станции. И в целом – проблемы безопасности ядерной энергетики. Одной из доминирующих тем на совещании президиума оказалось освещение аварии на Балаковской АЭС в СМИ. «Сбой в работе на Балаковской АЭС сопровождался большим общественным резонансом», – осторожно заметил руководитель рабочей группы Госсовета губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. «Народ всегда прав, – напомнил известную истину руководитель Федерального агентства по атомной энергии Александр Румянцев, – в своих заблуждениях он также прав. И здесь мы должны сделать свои выводы».
Первым выводы сделал глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. Он сразу же привел пример активно готовящегося сейчас в Думе закона о противодействии терроризму. Как известно, этот закон вводит такой термин, как «террористическая опасность», и соответствующие ограничения для деятельности СМИ. Теперь, по словам Васильева, аварийные ситуации на АЭС будет комментировать «не кто попало» и «не о чем попало».
Путин тему «правильного» освещения в СМИ событий на АЭС развивать не стал. «Озабоченность общественности обоснованна», – отрезал президент. «Откуда все эти болезненные реакции? – спросил он у собеседников, но тут же и ответил: – Люди не доверяют государственным уровням. Где-то государство вело себя непоследовательно. Сейчас пришло время продемонстрировать открытость».
Путин также сообщил членам президиума, какой подарок готовит Кремль губернаторам на Новый год. 24 декабря их соберут на Госсовет, где будет обсуждаться административная реформа в свете недавно принятого Госдумой закона, отменяющего выборы глав регионов. По нему, напомним, региональные начальники могут уже сейчас подать в отставку и поставить перед главой государства вопрос о доверии им. Впрочем, как заверил обозревателя «НГ» высокопоставленный кремлевский чиновник, никого из губернаторов принуждать к такому шагу не планируется.
Удомля, Тверская область