Мост получился очень длинным, а речь Путина – очень краткой.
Фото Владимира Путермана
«Чем мы лучше французов?» – задавался вопросом каждый журналист, присутствовавший на открытии вантового моста через Неву. В родном городе первый неразводной мост, часть кольцевой автодороги, открывал вчера лично глава государства. Он поблагодарил строителей за работу и уехал поздравлять Алису Фрейндлих с юбилеем. Сцена встречи президента с актрисой у нее дома была столь трогательной, что такой импровизации позавидовал бы сам Рязанов.
═
Наше чудо техники ниже, но дешевле
═
Накануне похожий по конструкции мост открывали во Франции, в присутствии Жака Ширака. «Мы ведь вместе с ними начали строить, шли ноздря в ноздрю, а они вот на день раньше сдали, – не без грусти говорил мне один из строителей моста Михаил Фролов. – Но все равно мост красивый получился». Правда, наш мост проходит на высоте 30 метров, а французский – на высоте 270 метров, причем одна из его опор – выше Эйфелевой башни.
Зато наши строители освоили меньше средств. «Наш-то мост дешевле почти в два раза, – обрадовал меня министр транспорта Игорь Левитин. – Их, если пересчитать, 15 млрд. рублей стоит. А наш 7 млрд.» Потом, правда, выяснилось, что 7 млрд. – это всего лишь первая очередь моста. А дополнительные развязки обойдутся еще в 4 млрд.
«А мы обещаем такую стоимость проезда, что вы убедите свою супругу не возвращаться», – продолжал нахваливать стройку Левитин, беседуя с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым. Питерская градоначальница Валентина Матвиенко тем временем предложила разработать сценарий открытия моста. «Давайте, Валерий Павлович, вы с одной стороны моста пойдете, а я с другой», – предложила Валентина Ивановна своему коллеге Сердюкову, чья подведомственная территория располагалась на другом берегу.
Глава государства все не ехал. Чиновники и журналисты согревались как могли. «А как назовете мост-то?» – поинтересовалась я у Валентины Ивановны, которая уже надела капюшон симпатичной бежевой куртки. Оказалось, что этот вопрос находится под непосредственным контролем градоначальницы. «Опрос петербуржцев провели, – сообщила Матвиенко. – Скорее всего назовем Большим Обуховским. Знаете, ведь власть может одно название дать, а люди с ней не согласятся».
«Как вы относитесь к тому, что губернаторы теперь могут по желанию поставить вопрос о доверии им?» – спросила я Валентину Ивановну. «Я бы очень взвешенно относилась к этому. Не нужно губернаторов в шеренги выстраивать, – заметила Матвиенко. – Я вот очень дорожу тем, что меня поддержали петербуржцы и президент». А вот Сердюков предпочел не комментировать столь неоднозначную перспективу. «Надо закон почитать», – многозначительно заметил начальник области. Впрочем, перспектива сдаться на суд президента его «не пугает».
Завидев наконец выходящего из машины Путина, один из рабочих с надеждой произнес: «Без шапок, долго не продержатся...» Действительно, президент был лаконичен. Он внимательно выслушал Левитина, который с указкой в руках водил главу государства от стенда к стенду. Затем президент вышел к микрофону и обратился к рабочим: «Поздравляю с завершением важного и нужного для города проекта – открытием нового моста через реку Неву... В городе давно не строилось объектов подобного масштаба... Живы традиции отечественной инженерной школы, эта школа развивается...»
═
Ремейк «Служебного романа»
═
Сцена встречи Путина с Фрейндлих у нее дома оказалась достойным «переизданием» известного эпизода в «Служебном романе». Президент поднялся на третий этаж обычного старого дома без лифта с обшарпанной лестницей. В половине первого актриса услышала звонок в дверь. На пороге с букетом цветов стоял Путин. «Я приглашал с собой поехать Валентину Ивановну, но она сказала, что ей надо переодеться, и она, наверное, не успеет. Ей, наверное, было стыдно по вашей лестнице идти?» – предположил президент.
Фрейндлих пригласила высокого гостя в гостиную. Там уже был накрыт стол. «Варя!» – позвала актриса свою дочь, чтобы та помогла разлить чай. «Да я сам поухаживаю», – сказал президент, уверенным жестом взяв заварочный чайник. «Да тут у меня еще шампанское припасено, – засуетилась Фрейндлих. – Кто может открыть?» – «Я могу!» – с готовностью отозвался Путин. «Ну неправда! Я знаю, что вы хороший мужик, но что до такой степени?!.» – искренне изумилась актриса. Оказалось, что президент умеет еще и открывать шампанское. «Гениально!» – прокомментировала Фрейндлих, когда Путин откупоривал бутылку. «Это гораздо проще...» – скромно заметил глава государства. «Чем руководить страной?» – прервала его актриса. «Нет, проще того, что вы делаете на сцене», – мастерски завершил свой комплимент Путин.
Фрейндлих взяла в руки бокал и попыталась сдуть образовавшуюся пену. Президенту пришла в голову известная шутка, которую он не замедлил воспроизвести: «Требуйте долива после отстоя». Дочь Фрейндлих Варвара воспользовалась моментом: «Я за рулем. Напишете мне разрешение, чтобы выпить полбокала?» – «Нет. Разрешения я писать не буду, а шампанское налью», – твердо сказал президент. Тут он заметил, как волнуется знаменитая актриса. «Что ж, мы не каждый день президента принимаем, – говорила она. – В моем доме кого только не было. Шпана всякая приходила. А президент впервые». Она хотела пригласить Путина на свой моноспектакль в Театре имени Ленсовета. Но президент сослался на неотложные дела. Он пообещал, что побывает на ее спектакле в следующий приезд в Петербург. «Я, конечно, выпаду в осадок», – заметила осчастливленная вмиг актриса.
═
* * *
═
Как передают питерские корреспонденты «НГ» Бесик Пипия и Святослав Тимченко, несмотря на сильный ветер и штормовое предупреждение, вчера Владимир Путин передвигался по Северной столице на вертолете. Президент, находясь в родном городе, по возможности избегает наземного транспорта, чтобы не создавать пробок. Во время церемонии открытия моста президентская винтокрылая машина приземлялась на берегу Невы в районе Октябрьской набережной.
Побывал президент и на торжествах по случаю 10-летия городского Законодательного собрания. Сперва депутаты собрались на торжественное заседание в Мариинском дворце, а затем переместились в Меншиковский дворец на Васильевском острове. Президент счел долгом «заглянуть на огонек». «Сам я когда-то имел отношение к деятельности Заксобрания, – напомнил Путин, – поэтому знаю, как ответственно и творчески петербургские законодатели относятся к исполнению своих обязанностей и к нашему родному городу».
Санкт-Петербург