Всего сутки отдохнув после межконтинентального турне, Владимир Путин отправляется в новую командировку. Рано утром он вылетает в Гаагу на саммит Россия–ЕС. Визит планируется краткий – президент пробудет в Нидерландах около 6 часов. Но за это время Путин должен провести весьма непростые переговоры с руководством Европейского союза, пообщаться с европейскими журналистами и встретиться с нидерландской королевой.
В 9 утра по местному времени самолет президента России приземлится на авиабазе «Фалькенбург» в Гааге. Путина будет встречать министр иностранных дел Нидерландов Бен Бот. Уже эта первая встреча может оказаться не из приятных. Бен Бот – тот самый чиновник, который после бесланских событий потребовал от Москвы объяснений, как российские власти могли допустить такое число жертв среди заложников. Сергей Лавров назвал эти высказывания «кощунственными», а посол Нидерландов в Москве был вызван в Министерство иностранных дел России. Позже, правда, Бот пояснил, что его неправильно поняли и никакого конфликта у него с Лавровым не было. Но вряд ли в Москве эти высказывания забыли.
Тем более что в составе российской делегации в Гаагу едет тот же Сергей Лавров – отвечающий в диалоге с ЕС за так называемое «пространство внешней безопасности». Это одно из «четырех пространств», то есть четырех направлений в сотрудничестве России и Европы, которые были определены на майском саммите в Москве. Кроме того, в переговорах участвуют помощник президента по развитию отношений с ЕС Сергей Ястржембский, отвечающий за «пространство науки и культуры», министр промышленности Виктор Христенко («экономическое пространство») и помощник президента Виктор Иванов («пространство внутренней безопасности»).
Саммит будет проходить в Рыцарском зале средневекового дворцового комплекса Бинненхоф, где расположены офис премьер министра и обе палаты парламента. ЕС на встрече в верхах будут представлять председатель Европейского совета, премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу (экс-премьер Португалии, с чьими бывшими коллегами на днях беседовал Путин), еврокомиссар по внешним сношениям Бенита Ферреро-Вальднер, еврокомиссар по торговле Питер Мандельсон, а также представитель ЕС по единой внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана.
Встреча за столом переговоров плавно перейдет в рабочий завтрак, после которого состоится пресс-конференция. На саммитах Россия–ЕС уже установилась не слишком приятная для Москвы традиция, когда западные (в частности, французские) журналисты спрашивают Владимира Путина о самых болезненных для России темах. Так, в Риме его спрашивали о деле Ходорковского – и в ответ последовала получившая известность реплика Путина о том, что журналисты задают подобные вопросы на деньги самого Ходорковского. А в Брюсселе на вопрос о Чечне был дан еще более сенсационный ответ по поводу обрезания. Публично или непублично темы ЮКОСа и Чечни наверняка всплывут и на этот раз.
В официальной повестке дня саммита – обсуждение вопросов, связанных с формированием четырех пространств. Источник в Кремле не исключил, что может возникнуть и украинская тема. «С российской стороны обсуждать нечего, выборы на Украине состоялись, ЦИК объявил предварительные результаты, – заметил наш кремлевский собеседник. – Однако, исходя из того что они последнее время много говорили об этом, мы не исключаем, что тема будет поднята».
Голландский премьер уже пообещал, что с российскими визитерами будет обсуждаться ситуация на Украине. «Эта тема наверняка возникнет в ходе дискуссий на переговорах между ЕС и Россией, – сообщил вчера на пресс-конференции Балкененде. – Мы должны быть честными и сказать, что демократия работает только тогда, когда выборы проходят честно и корректно». Можно считать, что это был его ответ Леониду Кучме, который на днях позвонил Балкененде и выразил несогласие с «заявлениями, которые звучат со стороны Евросоюза и отдельных стран».
Поездка в Нидерланды закончится протокольной встречей с королевой Беатрикс Вильгельминой Армгард. «Находясь в Нидерландах, нельзя не встретиться с королевой, это по меньшей мере неприлично», – замечает наш кремлевский собеседник. Между тем посещение Нидерландов не предполагает официального или даже рабочего визита в эту страну. В Кремле это объясняют жестким графиком главы государства (не исключено, что уже вечером в Москве Путин будет принимать в неформальной обстановке главу Венесуэлы Уго Чавеса). Но есть, вероятно, и другое объяснение – у России и Нидерландов давно не ладятся отношения, а после событий в Беслане и на Украине и известной реакции на них нидерландского руководства наши отношения явно не стали теплее.