Португалия была последней остановкой в большом межконтинентальном турне российского президента. Теперь, вернувшись в Европу, он увидел Лиссабон не только из окна своего самолета, дозаправлявшегося там на пути в Южную Америку, хотя услышал тот же язык и увидел почти такую же гигантскую статую Христа, что и в Рио-де-Жанейро. Тем не менее этот визит был примечательным хотя бы потому, что был первым на таком уровне за всю историю отношений России и Португалии.
В Лиссабоне Владимиру Путину светило яркое солнце. Правда, внешне ничего не напоминало о визите российского президента в эту европейскую страну: ни флагов на улице, ни каких-то особых мер безопасности. Более того, португальские газеты только вчера вышли с информацией о визите российского президента в Португалию. Причем далеко не во всех газетах эта тема вышла на первые полосы. Зато практически везде несколько полос, включая первую, было посвящено ситуации на Украине. Среди комментариев португальской прессы о выборах в этой стране был и такой (в газете «Publico»): если Евросоюз введет санкции против Украины, это пойдет на пользу прежде всего России.
В Португалии – «полупрезидентский режим»: полномочия президента и правительства взаимно ограничены. Поэтому Путин в ходе своего 10-часового визита встречался и с президентом Жоржи Сампайю, и с главой правительства Педру Сантаной Лопешем. С учетом того, что и российская политэлита обсуждает проект с перераспределением полномочий между президентом и премьером после 2007 года, португальский опыт может быть весьма поучительным.
Сперва Путин побеседовал все-таки с президентом Сампайю – во дворце Белень, официальной резиденции португальского лидера. Но основные политические переговоры проходили именно с премьер-министром Лопешем. Его кабинет молодой. Он образован на базе либерально-консервативной коалиции всего четыре месяца назад, когда предшественник нынешнего премьера Жозе Мануэл Дуран Баррозу «перешел на работу» в ЕС, возглавив Еврокомиссию.
С последним Владимир Путин пообщается на саммите Россия–ЕС в Гааге уже на следующий день после возвращения в Москву и сможет в перерывах деловой дискуссии поделиться впечатлениями о его стране. В связи с тем, что «правительство ЕС» с недавних пор возглавляет представитель Португалии, неформальное влияние Лиссабона в сообществе возрастает. Тем важнее для российской делегации проконсультироваться с руководством этой страны накануне весьма непростого саммита.
Говорили, конечно, и о двусторонних отношениях. Они, как отметил представитель российского МИДа Александр Яковенко, «успешно развиваются на основе Договора о дружбе и сотрудничестве 1994 года». Работает российско-португальская комиссия по экономическому и техническому сотрудничеству – недавно ее сопредседателем стал глава аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин. Годовой товарооборот составляет 560 млн. евро, однако более 70% пока что приходится на нефть и нефтепродукты.
«Остается только сожалеть, что мы так редко бываем в Португалии. С 1776 года – в первый раз», – посетовал российский президент после встречи с португальским.
Лиссабон