Вчера на очередном слушании по делу о признании недействительными результатов выборов в Госдуму РФ суд отказал оппозиции в вызове всех запрошенных свидетелей – госчиновников, губернаторов, мэров, руководителей телеканалов и даже простых избирателей. Зато выслушал жаркие прения сторон и приобщил к делу 190 видеокассет предвыборного телеэфира.
Прения начались с выступления зампреда «Яблока» Сергея Митрохина. Он предложил ограничить Вешнякова и его коллег в праве разрабатывать законопроекты, потому что «они пишут их под себя». Судья Владимир Зайцев не посчитал данный вопрос относящимся к делу. Тогда Митрохин вспомнил слова представителей ЦИКа о том, что предвыборные сюжеты, обличающие кандидатов в наличии незаконно нажитого имущества и связях с чеченскими боевиками, не могли сказаться на итогах выборов. «Разве вы не считаете, что это формирует отрицательный образ кандидата?» – удивился «яблочник». «Выборы – процесс свободный, – возразил ему член ЦИКа Сергей Большаков. – В отличие от вас ЦИК не может позволить себе роскошь что-либо считать. Имеет значение только мнение, зафиксированное в документах». «Значит, вы здесь в качестве статистов», – заключил юрист КПРФ Вадим Соловьев и попросил вызвать 17 «обманутых СМИ» свидетелей, «которые страшно раскаиваются в своем выборе». «Они что, все члены КПРФ?» – уточнил судья. «Может, есть такие, – замялся Соловьев. – Я тоже член КПРФ, и на меня агитация подействовала». Но поскольку не нашлось подтверждения того, что эти люди участвовали в выборах, суд отклонил просьбу.
Наблюдая за ожесточенными прениями сторон, судья иронически заметил: «Не надо вопросов ради вопросов. Давайте поработаем нормально, сегодня же нет телевидения». Услышав про ТВ, Соловьев предложил вызвать руководителей пяти федеральных каналов. «Они принимали непосредственное участие в телепередачах, о которых вы говорите?» – поднял брови судья. «Они принимали участие в формировании политики телеканалов», – парировал Митрохин. Но аргумент не произвел впечатления на суд, и заявителям было в очередной раз отказано. Телевизионную тему продолжили три огромные коробки с видеозаписями предвыборных эфиров. Несмотря на протесты ЦИКа, судья приобщил их к делу, правда, только после того, как они были разложены в хронологическом порядке на столе, а затем снова аккуратно собраны и отнесены ему на кафедру.
Продолжая доказывать факт «беспрецедентной акции по вводу избирателей в заблуждение», Соловьев припомнил, что почти треть из 120 кандидатов в списке ЕР отказались от мандатов после выборов и предложил вызвать их в суд. Но когда Зайцев попросил доказать злонамеренность «отказников», у заявителей нашлись лишь косвенные улики. Адвокат Елена Лукьянова назвала происшедшее со списком ЕР «юридическим напёрстничеством» и возмутилась «уклонением ЦИКа от разбирательства, что поставило под сомнение ценность результатов выборов». Соловьев поддержал коллегу. «Мы не должны забывать о том, что мы мусульманская страна, евразийская, и для избирателей очень характерно отслеживать, кто из их среды участвует в выборах», – обосновал он необходимость вызова губернаторов и мэров в зал заседаний. Косвенным доказательством того, что «медведи»-отказники вряд ли собирались в Думу, коммунист считает то, что такие важные государственные деятели не пошли бы на «парализацию жизни в стране». «Это означает, что все это были игры, чисто агитационные мероприятия», – заключил он. Вопрос же судьи о том, были ли подобные примеры в других партиях или блоках, например в КПРФ, вызвал у юриста искренний смех: «Ну что вы, если бы кто из них к нам в список включился, повторилась бы ситуация с Ходорковским». Тут судья посмотрел на часы и объявил перерыв до следующего утра.