Вчера Владимир Путин продолжил свое латиноамериканское турне, участвуя в официальных церемониях в Бразилии. А накануне, перед отлетом из Чили, президент встретился с прессой и рассказал о своих впечатлениях от нового для него континента и двусторонних переговорах с лидерами США и Японии. Президент выглядел уставшим и мало шутил. «Ну вы хоть что-нибудь увидели?» – поинтересовались мы. «Да когда мне», – в голосе главы государства звучала безнадежная интонация.
Президент даже не смог вспомнить число международных встреч, которые провел за последние дни. По словам Путина, он встретился в том числе с руководителями «небольших, но значимых субъектов международного общения». Имелись в виду, видимо, переговоры с лидерами Таиланда, Вьетнама и Перу. А вот о переговорах с американским президентом и японским премьером он рассказывал подробнее.
Я спросила у российского президента, как он оценивает встречу с Бушем. «Мы подтвердили, что достигнутый уровень отношений является на данный момент времени точкой отсчета, – ответил мне Путин, – но нельзя останавливаться на достигнутом».
Российскому руководителю очень понравилась вопреки опасениям наблюдателей беседа с Коидзуми. «Это была доброжелательная, дружеская встреча, – рассказывал Путин, – мы говорили откровенно даже о тех вопросах, которые еще не решены». Здесь президент сделал небольшую паузу, а потом пояснил: «В том числе и о проблеме заключения мирного договора». Следующая фраза Путина раскрывала итог российско-японских переговоров в Сантьяго: «Мы считаем, что на данный момент времени мы не приблизились к решению этих вопросов».
Другие члены российской делегации, похоже, получили большее удовольствие от трех дней, проведенных в Сантьяго. И особенно порадовала чилийская поездка вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина: «С сенатом встречались, в гости их пригласили, – делился со мной впечатлениями Володин, – с опытом их знакомились». «Ну и как опыт?» – полюбопытствовала я. «Опыт ничего. Сначала одна партия у власти, потом другая. Так они и меняются». Я уже хотела было спросить видного «единоросса», как будет смотреться «Родина» в качестве ведущей партии страны после парламентских выборов 2007 года. Но Володин поспешил внести важное уточнение: «Нам, конечно, такого опыта не надо»
В Бразилию Владимира Путина провожали несколько антиглобалистов. Они собрались недалеко от гостиницы, где жил российский президент. Я попыталась уточнить их политическую платформу. «За что вы не любите Буша?» – «Он проводит агрессивную политику». – «А как вы относитесь к Путину?» – «Мы его тоже не любим». – «А за что?» – «Он тоже проводит агрессивную политику».
В воскресенье, поздно вечером, самолет российского президента приземлился на авиабазе Бразилиа. Церемония встречи была несколько скомкана: поняв, что гость мечтает об отдыхе, хозяева начали ее еще при работающих двигателях самолета.
Зато утром они устроили роскошную церемонию приветствия. На площади Трех властей выстроились все рода войск, а на эстакаде из белого мрамора, ведущей в президентский дворец «Планалто», стояли кирасиры в белоснежной форме и с красно-белыми флажками.
В столице у Путина была всего лишь трехчасовая программа – переговоры с президентом Бразилии Лула да Силвой, подписание совместных документов, заявления для прессы, а также встреча с руководителем верхней палаты конгресса Жозе Сарнеем. Погода в Бразилиа была вполне подходящая для официальных мероприятий. Если в воскресенье было жарко и солнечно (около 30 градусов жары), то с утра в понедельник небо затянуло тучами.
В Бразилии было подписано девять соглашений – в сфере науки, спорта, культуры, телекоммуникаций. Россия пообещала Бразилии помочь в освоении космического пространства. В свою очередь, мы в Бразилии ищем тренера для нашей футбольной сборной, в чем фактически признался прессе Вячеслав Фетисов, чей приезд в Южную Америку Путин особо проанонсировал на встрече с местными парламентариями.
Между тем переговорщикам так и не удалось получить согласие этой страны на вступление России в ВТО. В частности, из-за споров о размере заградительной пошлины, которую установила Москва на бразильскую сельхозпродукцию. Впрочем, на это никто особо и не рассчитывал. «Нам бы только не разругаться с бразильцами», – заявил «НГ» высокопоставленный чиновник Минэкономразвития.
Тем временем в российской делегации гадали, какая погода будет на пляжах Рио-де-Жанейро, в котором Владимир Путин планировал провести всю вторую половину дня. В самом знаменитом городе Латинской Америки у российского президента не было никаких официальных мероприятий, он, как выражались сотрудники службы протокола, «знакомился с достопримечательностями». Пребывание в Рио высокого гостя из Москвы с самого начала постарались окутать завесой тайны. Из всех СМИ рядом с Путиным позволили находиться только съемочной группе телеканала «Россия». Просочились сведения, что главе государства покажут знаменитый футбольный стадион «Маракана», а также вид с горы Корковадо, где на высоте 710 м возведена статуя Христа – символ и визитная карточка Рио. Неизвестно, успел ли Путин побывать у моря, на Копакабана. Помочить ноги в Атлантическом океане на знаменитых бразильских пляжах – мечта многих российских политиков. Так, готовящий визит Путина Сергей Миронов прокатился по Атлантике на яхте и ловил рыбу.
Сантьяго–Бразилиа–Рио-де-Жанейро