Вчера на очередном заседании Совета законодателей федеральный Центр мог из первых рук узнать мнение региональных парламентов относительно его инициативы по назначению губернаторов. Однако никто из руководства страны в здании на Большой Дмитровке так и не появился. Представлять Кремль пришлось спикеру верхней палаты, председателю совета Сергею Миронову.
Выступления глав заксобраний начинались, как правило, с реверансов в адрес авторов закона. Не стал исключением и глава пермского парламента Николай Девяткин, который, впрочем, быстро перешел к проблемам, действительно волнующим местных думцев. Одна из них касается расширения полномочий заксобраний, другая – условий их роспуска. Пермский спикер ратовал за тщательно прописанные критерии, которыми должен руководствоваться президент при выборе кандидата на место лидера региона. Роспуск заксобрания он предложил превратить из обязанности главы государства в его «право». В федеральном законе, подчеркнул законодатель, необходимо четко обозначить условия отказа регионов от голосования за креатуру президента. Представитель Перми уверен: губернатором должен стать человек «из местных». Кроме того, все кандидаты, по мнению докладчика, обязаны представлять на суд депутатов свои программы по развитию региона. Одну и ту же кандидатуру, по задумке Николая Девяткина, президент не должен предлагать трижды.
Председатель Свердловской областной Думы Николай Воронин дополнил коллегу собственными идеями. К примеру, он предложил предоставить право выдвигать кандидатов в губернаторы не только президенту, но и партиям. А федеральное руководство, на его взгляд, обязано консультироваться с регионами, прежде чем предлагать им проголосовать за кандидата. Возможность участия заксобраний в кадровой политике Кремля появится, в частности, при включении в документ пункта относительно референдума о доверии губернатору.
Обобщил сказанное руководитель Законодательного собрания Краснодарского края Владимир Бекетов: его коллеги «не против» роспуска, но – «только через принятие соответствующего закона Госдумой и Советом Федерации».
Стройный хор протестующих законодателей внезапно нарушил своим выступлением председатель комитета СФ по делам федерации и региональной политике Александр Казаков. Он попытался уверить коллег, что «формировать среднее звено» исполнительной власти необходимо «по аналогии с формированием высшего звена» – то есть назначать губернаторов указами президента. Чтобы придать процедуре некоторый оттенок демократичности, кандидатуру главы региона можно сначала согласовать с заксобранием. Казаков предложил и еще два варианта: назначать местных лидеров все тем же президентским указом, но по представлению заксобраний или председателя правительства.
Сергей Миронов, поднявшийся следом на кафедру, умерил пыл Александра Казакова: «Ваш покорный слуга был бы категорически против прямого назначения губернаторов президентом». Далее он смело поддержал предыдущих докладчиков, сказав, что согласен на законодательное закрепление критериев отбора кандидатов в главы регионов. Правда, обозначить эти критерии Миронов предлагает в местных уставах. Близка спикеру, как выяснилось, и другая идея: дать право представления своих кандидатов в губернаторы не только президенту, но также местным парламентам и партиям. Миронову эта схема видится так: треть региональных депутатов предлагают президенту своего человека. Таким образом, от заксобрания федеральный Центр получит фамилии трех кандидатов. Прислать на конкурс своего человека сможет федеральное руководство любой партии, имеющей фракцию в данном заксобрании. Что касается его роспуска – Миронов предлагает после двукратного отклонения президентских выдвиженцев запустить «согласительный механизм». Если после месяца согласительных консультаций регион и федеральный Центр придут к общему знаменателю, все пойдет по привычной схеме. Если же достичь консенсуса не удастся, президент будет «волен распустить» заксобрание.