Иван Стариков и Борис Надеждин отдувались за все руководство СПС.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера в рамках всероссийской акции «Отмена выборов = развал России» «Союз правых сил» провел пикет возле столичной гостиницы «Националь». Официально эспээсники и сочувствующие им граждане митинговали против назначения губернаторов. Появившийся на мероприятии член федерального политсовета СПС Борис Надеждин уточнил цель пикетчиков: «Мы хотим поддержать всенародно избранного президента Путина, который обещал, что в стране будут уважать Конституцию и всегда будут всенародные выборы губернаторов». В подтверждение его слов из динамиков специально доставленного магнитофона зазвучал отрывок из речи главы государства, в которой он говорил, что не хочет ставить во главе регионов назначаемых лиц.
Митинговать непосредственно возле Госдумы правым не разрешили, но этого властям показалось мало. Чтобы разбушевавшиеся партийцы точно не дорвались ни до одного депутата, от окружающего мира пикетчиков отрезали двойным рядом металлических заграждений. Как шутили в толпе, «демократическое поле сократилось до пятачка возле отеля для интуристов». Вместо заявленных 150 человек на мероприятие, по оценкам руководителя службы общественных связей СПС Дениса Терехова, пришли около 400 партийцев. Поначалу милиционеры пытались запустить за заборы ровно 150 человек. Но считать стражам порядка скоро надоело, и вдоль стены гостиницы смогли выстроиться все желающие.
Партийная верхушка на митинге была представлена тремя членами политсовета: Борисом Надеждиным, Иваном Стариковым и Виктором Некрутенко. Надеждин и Стариков сейчас ведут активную борьбу за кресло руководителя СПС, так что их участие в акции вполне понятно. Главный идеолог «Союза правых сил» Леонид Гозман, который вроде бы собирался сказать несколько слов митингующим, мероприятие проигнорировал. Не пришли и самые известные правые – Анатолий Чубайс и Борис Немцов.
В руках пикетчики держали транспаранты с лозунгами: «Сохраним Потомкам Свободу», «Дума, еще есть время подумать», «Демократии – да, бюрократии – нет». А особо отличившимся эспээсовцам раздали еще и воздушные шары белого, синего и красного цвета. «Да здравствует российская Конституция! Ура!» – выкрикивал человек, расхаживавший перед шеренгами митингующих с мегафоном. «Ура-а-а-а!, – дружно подхватывали правые и принимались скандировать: Дума, думай!» Финал у действа получился эффектный: в небо взмыли триколоровые «букеты» из шариков.
Интересно, что в последнее время все мероприятия правых сил странным образом дублируются левыми контрвыступлениями. На прошлой неделе антивоенный митинг на Пушкинской пыталась нейтрализовать близкая к Партии жизни молодежная организация «Энергия жизни». На их несанкционированный пикет милиция смотрела сквозь пальцы, ведь ребята поддерживали правительство и называли смутьянов врагами России. А вчера внимание общественности от акций СПС пытались переключить на себя аграрии.
Запретив правым собираться у стен Госдумы, власти снисходительно отнеслись к приходу сельчан к Дому правительства. Хотя те сразу предупредили, что будут ругать министров.
На мост сельчан привели профсоюзы АПК РФ при поддержке Аграрной партии России и Агропромышленного союза России. На акцию съехались крестьяне почти из всех республик и областей страны. Помимо обличения «грабителей-демократов» выступающие вовсю агитировали голосовать за аграриев на региональных выборах. Преобладали ернические плакаты: «Чубайсу и Грефу – зарплату колхозника». Неподалеку парил огромный белый воздушный шар, требующий отставки либералов. На противоположной от него стороне вольготно расположились огромные карикатуры на трех ненавистных селу деятелей: Чубайса, Кудрина и Грефа.
Молочники в белых халатах ожесточенно застучали в пустые баки, селяне согласно закивали. И тут на трибуну вышел депутат от КПРФ Николай Харитонов и попросил минуту тишины – чтобы набат бидонов был слышнее «рожденным в перинах». Под одобрительный гул толпы он призвал гнать либералов из правительства. Затем сочувствующие крестьянам депутаты отправились в Белый дом, чтобы вынести недовольство села на заседание правительства. «Когда они вернутся, решим, кого кормить, а кого арестовывать», – грозно прорычал кто-то с трибуны.