Вчера, когда в Москве было раннее утро, самолет российского президента приземлился в Пекине. На церемонии официальной встречи на центральной площади и перед Домом народных собраний был дан 21 залп салюта в честь Владимира Путина и его супруги.
После окончания переговоров вид у членов российской делегации был понурый. Невеселым выглядел и Владимир Путин. Непонятно, что послужило тому виной: то ли бессонная ночь в самолете, то ли неудачный диалог с китайскими партнерами. Между тем разница в риторике двух руководителей, только что подписавших совместную декларацию и совместный план действий в экономике, была очевидна. Так, Владимир Путин назвал встречу с Ху Цзиньтао «Саммит прорывных решений». Кроме того, российский президент отметил, что достигнутые договоренности «в полной мере отражают стратегический характер отношений России и Китая». Оценки китайского руководителя оказались гораздо скромнее. Он лишь заметил, что на переговорах достигнуто «важное и единое мнение», саму же встречу охарактеризовал как «вполне успешную».
Российской группе, готовившей визит Путина, пришлось работать в крайне тяжелых условиях. Любое предложение сдвинуть мероприятие хотя бы на 20 минут в ту или иную сторону натыкалось на вежливый, но твердый отказ: «Это невозможно. График согласован с Политбюро». Несчастные кремлевские чиновники были вынуждены писать длинные ноты в руководящий орган китайской Компартии. Только после рассмотрения этой заявки Политбюро могло принять решение об изменении графика.
Надо отметить, что китайские товарищи с одобрением восприняли отмену в России выборов губернаторов. «Ну, это возвращение к Советскому Союзу», – без какой-либо иронии в голосе говорили мои китайские собеседники, явно одобряя действия президента Путина. Для них, впрочем, совершенно привычно видеть огромный портрет Мао Цзэдуна на воротах площади Тяньаньмэнь в сердце Пекина. Российские же губернаторы приняли отмену собственных выборов как данность. «Горячо одобряю и поддерживаю, – без особого оптимизма заметил «НГ» губернатор Приморского края Сергей Дарькин, – а что делать?» Делать действительно нечего.
А вот новый полпред президента в Сибири Анатолий Квашнин пока не ощутил на своих плечах груза ответственности по поиску достойных кандидатур на роль губернатора. Он смог довольно внятно донести до журналистов, что чувствует себя в новой должности «неплохо», что гражданская одежда «более свободна» и что «напряженности в работе нет», но все-таки в роли полпреда «не менее напряженно». Самым удачливым в российской делегации был министр экономического развития и торговли Герман Греф. Вчера он узнал от своего китайского коллеги о прекращении сразу двух антидемпинговых процедур. А также подписал важный для России меморандум по таможенным вопросам. И, главное, наконец завершил переговоры с Китаем об условиях вступления России в ВТО.
«Кто оказался более тяжелым партнером по переговорам – Евросоюз или Китай?» – поинтересовалась корреспондент «НГ» у высокопоставленного члена российской делегации. «Евросоюз, конечно, был более тяжелым», – заметил мой собеседник, попросив, правда, при этом на него не ссылаться. «Хотя Китай был поначалу настроен более решительно, мы приготовились к тяжелым переговорам, но они завершились довольно быстро».
Еще один счастливчик – глава «Газпрома» Алексей Миллер, – он подписал с китайской Национальной нефтяной корпорацией соглашение о сотрудничестве. «Надеюсь, я поучаствую в обеспечении Китая голубым топливом», – сказал он корреспонденту «НГ». Будет ли наш газ удовлетворять потребности Поднебесной, а они оцениваются в 20 миллиардов кубометров ежегодно, – глава «Газпрома» пока не знает.
Заметим, что настроение российской делегации существенно подпортило разгромное поражение сборной России по футболу. «До сих пор в себя прийти не могу», – пожаловался корреспонденту НГ прославленный хоккеист Владислав Третьяк, также входящий в состав российской делегации. При этом Третьяк заверил меня, что цель его визита в Китай – создание там хоккейной команды. Но самым сильным раздражающим фактором для нашей делегации стало заявление буквально накануне покинувшего Китай бывшего друга нашей страны президента Франции Жака Ширака. Он выступил за снятие эмбарго ЕС на поставку оружия в Китай. Если предложение Ширака пройдет, Россия приобретет в Поднебесной очень сильного конкурента на рынке вооружений.
Кроме того, французы подписали протокол о поставке оборудования для китайских АЭС, став, таким образом, реальным конкурентом для нашего «Атомстройэкспорта». Так что, декларируя намерение сотрудничать с Россией, Китай остается прежде всего настоящим прагматиком.
О визите Ширака напоминали и висящие на улицах французские флаги, которые китайцы даже не успели заменить российскими. Это досадную оплошность китайские товарищи, вероятно, допустили, сосредоточив все силы на подготовке концерта для Владимира Путина и Ху Цзиньтау. Там, например исполняли песни из репертуара Аллы Пугачевой «Надо же». «В ней поется о любви и искренних порывах души», – свидетельствовала программа концерта.
Пекин