Сегодня Владимир Путин начинает свой официальный визит в Китай. Поднебесная приготовила для российского президента богатую программу. В рамках поездки состоятся официальные переговоры с главой Китая Ху Цзиньтао и премьером Госсовета Вэнь Цзябао, встреча с китайскими студентами, концерт, посвященный 55-летию установления российско-китайских отношений. А в пятницу Путин вылетит в древнюю столицу – Сиань. Здесь он примет участие во встрече руководителей регионов России и Китая. Утром в субботу китайцы покажут российскому президенту одно из чудес света – легендарную терракотовую армию первого императора Цин Шихуанди.
Визит Путина в Китай проходит в необычной обстановке. Отношения России и Запада заметно ухудшились. «Как всегда в ситуации противостояния с Западом у России обостряются евразийские настроения, – отмечает руководитель Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский, – помните, еще Евгений Примаков в момент обострения отношений с Западом говорил об Индии и Китае как главных стратегических союзниках Москвы». Кстати, отмечает политолог, прежние теплые отношения России и Запада Пекин всегда сильно раздражали.
Изменение приоритетов в российской внешней политике, безусловно, скажется на атмосфере российско-китайского саммита. Уже сейчас в Кремле визит Путина в Поднебесную называют не иначе как «историческим», заявляя о предстоящем принятии в Пекине серьезных политических документов: Совместной декларации России и Китая и Российско-китайского плана действий на 2005–2008 гг. Кроме того, в ходе саммита будут окончательно разрешены споры по приграничным вопросам и подписан протокол между Москвой и Пекином о завершении переговоров по ВТО. Для заключения договоренностей с китайскими бизнесменами Путин везет с собой большую команду российских предпринимателей, включая главу «Газпрома» Алексея Миллера, главу «Русала» и «Базового элемента» Олега Дерипаску, президента Внешторгбанка Андрея Костина и руководителя Сбербанка Андрея Казьмина.
Представители ЮКОСа в состав российской делегации, разумеется, не входят. Хотя именно Михаил Ходорковский лоббировал крайне выгодный для Китая маршрут прохождения нефтепровода Ангарск–Дацин, а не Ангарск–Находка с ответвлением на Китай, к которому последнее время склоняется Москва. В ходе предстоящих переговоров Пекин постарается использовать новую ситуацию с изменением внешнеполитических приоритетов России и договориться о более выгодном для себя маршруте трубы. Также не исключено, что китайцы, пользуясь благоприятным моментом, поднимут вопрос и о своем участии в приватизации выставляемых на продажу государственных пакетов акций крупных российских компаний. Как рассказал «НГ» высокопоставленный кремлевский источник, такие запросы от них уже поступали. Пока же опыт участия китайских товарищей в российской приватизации был не самым удачным: они не были допущены до участия в аукционе по продаже госпакета акций «Славнефти».
В остальном же у Москвы и Пекина полное согласие. Это касается и территориальных проблем. «Российская сторона подтвердит свою принципиальную позицию по проблемам Тайваня и Тибета», – заявил «НГ» помощник президента по внешней политике Сергей Приходько. Китай, в свою очередь, готов поддержать нас во всем, что касается ситуации в Чечне. «Мы с пониманием относимся к тому, что делают они, они – с пониманием к тому, что делаем мы», – объясняет настрой Москвы и Пекина один из наших высокопоставленных собеседников.
═
* * *
═
В преддверии визита Владимир Путин дал интервью китайским газетам «Жэньминь Жибао», «Юный корреспондент Китая» и телекомпании «Центральное телевидение Китая». Приводим наиболее характерные выдержки.
Об отношениях с Китаем
«Мы преодолели все имевшиеся в прошлом трения и разногласия. У нас сегодня нет никаких проблем, которые мы не могли бы открыто и в абсолютно доброжелательном ключе обсуждать друг с другом и находить приемлемые для обеих сторон решения».
О поставках энергоресурсов
«У нас абсолютно открытый диалог с нашими китайскими партнерами. Мы знаем о заинтересованности Китая в стабильном получении энергоресурсов из России. И Россия заинтересована в том, чтобы в лице Китая у нее был надежный и стабильный партнер с растущими потребностями в энергетических ресурсах».
О маршруте российского трубопровода
«Я скажу совершенно откровенно и честно: прежде всего мы должны исходить из наших национальных интересов, мы должны развивать восточные территории Российской Федерации, территории Дальнего Востока, поэтому мы должны планировать и осуществлять там крупные инфраструктурные проекты. Поэтому окончательное решение будет принято исходя из этих соображений, но мы учитываем и интересы наших партнеров».
О ВТО
«Мы хотим вступить во Всемирную торговую организацию на стандартных условиях без всякой дискриминации. И китайские специалисты, китайские друзья нас в этом поддерживают так же, как и мы поддерживаем их в том, что условие функционирования Китая во Всемирной торговой организации должно быть лишено всякого предвзятого к китайской экономике отношения».