– Алу Дадашевич, насколько гарантирована безопасность предстоящих выборов?
═
– Все предварительные меры по охране общественного порядка, участковых и территориальных комиссий приняты. За 10–12 дней до выборов эти меры будут усилены. Это дает основание полагать, что выборы пройдут на высоком организационном уровне.
═
– То есть сепаратисты сорвать выборы не смогут?
═
– Для меня сепаратисты – люди, которые представляют хотя бы третью часть какого-то народа. А так называемые сепаратисты в республике не представляют, по сути, никого, кроме себя. Потому что чеченскому народу не нужны борьба, война, теракты. На мой взгляд, сегодня большой реальной силы, которая могла бы кардинально изменить обстановку в каком-либо регионе РФ, нет. Вспомните, что произошло в Ингушетии. Там был обычный бандитский налет. Да, достаточно смелый, организованный, но это скорее не их заслуга, а безответственность правоохранительных структур республики. А ведь информация, что боевики могут совершить серьезную локальную акцию, была. Но она не была полностью отработана.
═
– Похоже, сегодня боевики «расползлись» и активно действуют по всему Северному Кавказу...
═
– Я неоднократно говорил, что боевики, хотя их и называют чеченскими, – это и дагестанцы, и ингуши, и люди других национальностей. Делать вид, что все ваххабиты и террористы концентрируются в Чечне, – заниматься самоуспокоением. К примеру, к взрывам в Москве в 1999 году не был причастен ни один чеченец. Не было чеченцев среди непосредственных исполнителей.
К сожалению, ваххабизм имеет корни и в Дагестане, и в Кабардино-Балкарии, и в Ингушетии, и в Карачаево-Черкесии. Уже можно в этом списке называть Центральное Поволжье и Северную Осетию. Мне кажется, пора признать, что нужно организовывать работу по противодействию ваххабизму, терроризму во всех субъектах РФ.
═
– В последнее время обращает на себя внимание активность Масхадова. Чем она вызвана?
═
– На мой взгляд, прежде всего трагической смертью Ахмада-Хаджи Кадырова. Я думаю, они рассчитывают, что прежний курс его команда вести не сможет. Видимо, они рассчитывали получить дополнительные шансы и на какие-то переговоры. Вспомните, в первом заявлении Масхадов категорически отмежевался от покушения на Кадырова. А потом везде начал говорить, что так будет с каждым. Это двойственная, предательская политика по отношению к своему народу. Именно эта политика еще с 1991 года привела наш народ к сегодняшнему положению.
═
– Бандитские вылазки готовит Масхадов или все-таки Басаев?
═
– Те факты, что Рамзан Кадыров смог склонить большое количество боевиков, которые стояли за Масхадовым, перейти на нашу сторону, что «министр обороны Ичкерии» явился с повинной, говорят о многом. Фактически силовая составляющая стоит за Басаевым. Туда идут и деньги. Здесь основной костяк ваххабизма.
═
– Недавно вы говорили, что, если Масхадов признает свою вину, переговоры возможны...
═
– Я говорил, что возможен разговор. У него есть один шанс. Он должен порядочно поступить, сказать народу, что он является фактическим виновником того, что в Чечне произошла вторая война. Мы знаем, что его просили хотя бы признать, что вторжение Басаева в Дагестан пять лет назад – незаконный акт. Но он отказался. Он не осудил их действия.
═
– На ваш взгляд, Масхадов пойдет на такое?
═
– Трудно судить. Я считаю, это было бы с его стороны самым правильным решением. Он прекрасно знает, какие настроения сегодня среди подавляющего числа чеченского народа.
═
– Сегодня по всей Чечне висят плакаты, судя по которым, Рамзан Кадыров поддерживает кандидата в президенты Ваху Висаева...
═
– Насколько я знаю, как один из руководителей республики Рамзан Кадыров никому какую-то поддержку не оказывал. А как гражданин, как избиратель Рамзан Кадыров имеет право кому-то отдать свой голос. Я считаю, это его чисто гражданское решение.
═
– Насколько Центр поддерживает ваши предложения о создании в Чечне свободной экономической зоны?
═
– Невозможно создать ни экономику, ни социальную сферу, когда в республике идут боевые действия. Ахмаду Кадырову приходилось решать самую главную на тот период задачу – обеспечение стабильности в республике, прекращение военных действий. Одновременно он видел, что нужно поднимать экономику. Моя задача заключается в том, чтобы эти инициативы сегодня стали реальностью. Мы видим в этой свободной особой экономической зоне те определенные рычаги, которые позволят повысить эффективность развития нашей экономики.
═
– В созданный на днях полк специального назначения МВД республики вошли лучшие люди из службы безопасности Кадырова. А сама служба осталась?
═
– Часть сотрудников службы безопасности вошла в этот полк, часть влилась в батальоны «Запад» и «Восток». Люди выполняют конкретные задачи по борьбе с преступностью, и прежде всего с терроризмом и ваххабизмом. Сегодня многие под воздействием прессы преподносят службу безопасности в несколько негативном плане. Это неправильно, особенно теперь, когда мы говорим о консолидации в обществе. Часть людей, правда, пока еще не обеспечена работой. Но у нас есть уже идеи на этот счет. Работа всем найдется.