На вчерашнее совещание с членами кабинета министров президент пришел отдохнувший и веселый. Видимо, на минувшей неделе он хорошо провел время в загородной резиденции «Завидово», в разумных пределах сочетая работу с отдыхом. Министры уставшими тоже не выглядели, и настрой главы государства соответствовал их собственному. Глава оборонного ведомства Сергей Иванов в мельчайших подробностях рассказал президенту о военных учениях. Судя по всему, сам министр обороны до сих пор находится под большим впечатлением от пережитого.
На этот раз учения прошли без участия Главковерха, но благодаря подчиненному он получил полную картинку происшедшего в Киргизии и на Кольском полуострове. На Севере, по словам Иванова, отрабатывали вопросы безопасности транспортировки ядерных материалов и ликвидации последствий нападения на колонну. «Суперконтейнер, который используется для транспортировки ядерных материалов, обстреливали из гранатометов, пускали под откос, топили в водоеме», – вдохновенно докладывал Главковерху министр обороны. Его самого, похоже, такие детали приводили в восторг. Путин с интересом слушал. Всего же на учениях, докладывал министр, были задействованы тысяча военнослужащих и 500 единиц спецтехники. Увидев, как мы пускаем под откос поезда, коллеги из Северо-Атлантического альянса, как надеется глава оборонного ведомства, позволят нашим специалистам «познакомиться, как обстоят дела в этой сфере в одном из ядерных государств НАТО». Пока же они только дали позитивную оценку учениям.
Не менее интересные события разворачивались и в Киргизии. Там впервые проводились совместные учения стран – членов Договора о коллективной безопасности. От России туда командировали спецназ Приволожско-Уральского военного округа, 30 единиц боевой авиации, боевые вертолеты, транспортные вертолеты и вертолет Ка-50 «Черная акула». Там и было опробовано, как сказал министр обороны, высокоточное оружие. Одно из последних достижений российской оборонной мысли, как выяснилось, действует по очень загадочному принципу «выстрелил и забыл». «Все цели были поражены буквально «в яблочко», – с гордостью докладывал Иванов. Он, правда, не стал уточнять, что, где и кто забыл после того, как выстрелил. Да и президента этот вопрос вроде бы не очень волновал.
Главковерх уже решил отвлечь внимание министра оборона от зажигательного рассказа о военных учениях и узнать, не забыл ли последний о его поручениях. «Я вот на прошлой неделе давал вам поручение, – начал Путин, постепенно возвращая Иванова с киргизских гор в горы Чечни, – подготовить предложения по созданию горных бригад. И когда?» – «В течение месяца», – несколько растерявшись, произнес министр, который, казалось, в мыслях еще сбрасывал под откос поезда и бомбил то, о чем немедленно следует забыть. Выражение лица Главковерха должно было показать подчиненному, что думает об этих сроках Путин.
Кстати, тема Чечни поднималась на встрече президента с правительством еще один раз. Путин спросил заменявшего Дмитрия Медведева (который находится в отпуске) Владислава Суркова, не нуждается ли Чечня в помощи федерального Центра при подготовке президентских выборов. Замглавы администрации ответил предельно коротко, сообщив, что «все идет по плану».
Ответственный за Чечню в Кремле был, пожалуй, единственным лапидарным и собранным докладчиком. Президент, например, ждал от Александра Жукова подробного рассказа о новых прогнозных показателях, которые, насколько был информирован глава государства, правительство пересмотрело в лучшую сторону. Но доклад вице-премьера вызывал смешанные чувства. Речь в нем шла про год 2003-й. Складывалось впечатление, что вице-премьер либо забыл, какой год на дворе, то ли, торопясь в Кремль, взял со стола не тот лист бумаги, то ли просто оговорился. Версий этой досадной оплошности может быть множество. В общем, как говорят в таких случаях, выходные у Александра Дмитриевича прошли удачно. Так или иначе, но никто из участников встречи, которых Жуков заставил пережить «день сурка», поправлять вице-премьера не стал.
В конце концов все-таки удалось разобраться, что именно имел в виду докладчик. В частности, рост ВВП в нынешнем году составит 6,9%. Как сообщил президенту Жуков, при пересмотре показателей учитывались и «благоприятные структурные изменения в российской экономике и благоприятная мировая конъюнктура цен на основные товары российского экспорта, в частности на нефть».