Путин убедил законодателей в том, что их критика правительственных реформ несостоятельна.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
В конце минувшей недели президент занимался делами, далекими от проблем российской банковской системы и банкротства ЮКОСа. Отмена льгот, за которую ратует глава государства, идет со скрипом – ветераны ропщут, а губернаторы плачут о нехватке средств на выплаты нынешним льготникам. В пятницу президенту пришлось объяснять теперь уже членам Совета законодателей, откуда требуемые суммы возьмутся в бюджетах их регионов. При этом Владимир Путин с самого начала честно предупредил, что помогать страдающим от нехватки финансов областям Центр собирается лишь отчасти. А чтобы территории не пошли ко дну, глава государства приказал не относиться к мелким предпринимателям «как к захребетникам», сокращать чиновников и всемерно развивать творческую инициативу граждан.
Начало заседания ознаменовалось весьма смелыми заявлениями региональных парламентариев. Из уст выступавших постоянно вырывались крамольные фразы, которые сегодня не часто услышишь на мероприятиях с участием главы государства. Ну разве можно было произносить вслух, к примеру, такое: «До роста экономики нам необходимо еще дожить»? Ведь президент не устает подчеркивать, какого прогресса мы достигли за последние четыре года. Путин, конечно, обиделся и счел нужным напомнить явно забывшему про современный политический этикет оратору, что вообще-то экономический рост налицо и составляет целых 7,3%.
Однако областным законодателям пришлись не по вкусу не только темпы развития экономики. Распалившись, они раскритиковали реформу федеративных отношений, предупредив президента об «опасности стагнирования дотационных территорий» и «фактической ликвидации собственных полномочий регионов». После чего потребовали закрепить за субъектами больше «хороших и разных налогов». Централизация же власти, которую проводит Кремль, по мнению областных парламентариев, отдаляет власть от народа, что в условиях демократического государства просто немыслимо. Вся эта картина, вероятно, была бы похожа на бунт на корабле, если бы выступающие не сдабривали свои речи фразами: «являюсь осознанным сторонником начатых в этом направлении реформ» или «аргументы, высказанные президентом России, разделяются нами полностью». Таким образом, президент, согласись он с предыдущей критикой, поступил бы весьма опрометчиво, поскольку, как выяснилось, местные парламентарии едва ли не заранее были согласны со всеми его возражениями.
Гораздо более результативной, нежели официально-представительская, оказалась кулуарная деятельность парламентариев. К примеру, в перерывах совета земляк президента и вице-спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрий Гладков раздавал коллегам Устав Балтийского края. В начале девяностых Гладков был членом комитета Ленсовета по внешнеэкономическим и международным связям, а Путин тогда возглавлял аналогичную структуру в мэрии Санкт-Петербурга. Старые знакомства помогли питерскому парламентарию донести свои идеи до самых высоких сфер. В кулуарах Совета законодателей, например, он встретился с нынешним главой аппарата правительства Дмитрием Козаком. Тот идею не одобрил, но и не раскритиковал, что Гладков уже счел хорошим знаком.
В небольшой брошюре на 42 страницах изложены принципы функционирования нового субъекта Федерации, образованного за счет слияния Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эта удивительная идея, правда, пришла в голову не только питерскому депутату, но и некоторым сотрудникам кремлевской администрации, которые пока отказываются делиться ею с широкой общественностью. В изложении же Гладкова управление потенциальным субъектом Федерации сильно напоминает «Утопию» Томаса Мора: отбор кандидатов на должности госслужащих там проводится по конкурсу, чиновники несут ответственность за свои действия, а губернатор и члены краевого правительства ежегодно публикуют декларации о доходах.
Узнав об идее слияния, начальница Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко сначала проявила, по словам Гладкова, «эмоционально-негативную», а потом «примиренчески-конструктивную» реакцию, сказав, что надо все продумать и взвесить. Заметим: объединительный порыв Гладкова не вызвал бурного протеста и у полпреда президента на Северо-Западе Ильи Клебанова. А вот коллега областного питерского спикера, председатель Московской городской Думы Владимир Платонов насчет образования Балтийского края ничего не думает, но в отношении слияния Москвы с областью настроен скептически: «Я не вижу смысла в объединении. Если скрестить ежа с ужом, получится колючая проволока».