Вчера в первом корпусе Кремля царило оживление – около выхода стояли несколько «Мерседесов» и «BMW» с мигалками, а в коридорах можно было встретить министров, высокопоставленных кремлевских чиновников и даже главу Центробанка Сергея Игнатьева. Глава государства вернулся из продолжительных вояжей и собрал сразу два совещания. Одно – с ключевыми членами кабмина, включая глав силовых ведомств, второе – по вопросам экономики и без участия «силовиков». На первое пригласили прессу – ожидалось, что президент и его непосредственные подчиненные сделают какие-то важные заявления.
Можно было предположить, что Путин непременно потребует от «силовиков» результатов расследования нападения боевиков на Ингушетию. Но разговор на эту важную тему не состоялся. Ни сам президент, ни чиновники не выказали желания обсуждать самые актуальные вопросы в присутствии журналистов. Все собеседники главы государства были лапидарны, отвечая на поставленные Главковерхом вопросы четко, по-военному и без лишних подробностей.
Как уже принято, начали с «социалки». Президент поинтересовался, как обстоят дела с выплатами отпускных учителям. Социальный министр Михаил Зурабов сообщил Путину две новости, хорошую и плохую. Причем вторая входила в прямое противоречие с первой: «в связи с отпусками учителей эта задолженность несколько приросла», «но за последнюю неделю она сократилась на 115 млн. рублей».
Но, кажется, никто из присутствующих начальников не удивился. Если верить Зурабову, то волноваться, в общем, не стоит, тем более что Минфин в ближайшее время для стабилизации ситуации выделит дополнительно 9,6 млрд. руб. Глава социального ведомства бодро отрапортовал, что уже в ближайшие несколько недель можно будет сказать о полном благополучии с выплатами зарплат бюджетникам.
Однако президенту расплывчатые сроки не понравились. «Ближайшие несколько недель – это сколько?» – строгим голосом спросил глава государства. Зурабов поспешил исправиться. «10 дней», – почти как в армии, ответил президенту социальный министр.
Не забыл президент и про отмену льгот. «Все решения в этой сфере, все дискуссии в Госдуме должны свестись в конечном итоге к тому, чтобы не только не ухудшить, но улучшить положение этой категории граждан и сделать систему более социально взвешенной, более социально справедливой», – напомнил еще раз Путин. Кроме того, по словам президента, правительство и Минфин должны быть готовы к тому, что понадобятся очень большие средства. «Достаточно сказать, что по ветеранам бюджетные средства понадобятся в огромных объемах, в таких, в каких раньше никогда еще не выделялись, не в два, не в пять, а в 20 раз больше», – огорошил министров Путин. Но те продолжали сидеть с каменными лицами.
На ситуации в Ингушетии президент вообще останавливаться не стал, а лишь напомнил главе МВД Рашиду Нургалиеву о своем поручении подготовить предложения по улучшению работы в сфере борьбы с терроризмом до конца текущей недели. «К концу недели эти предложения должны быть в оформленном виде у меня, и мы обсудим те меры, которые вы предлагаете по улучшению работы», – напомнил президент, и у присутствовавших могло сложиться впечатление, что Нургалиев о поручении президента забыл.
Поскольку разговор о борьбе с реальными террористами не задался, министр обороны Сергей Иванов рассказал об очередных учениях российских Вооруженных сил. Теперь они будут проведены в Киргизии. «Части специальных войск и подразделений ВДВ будут организованно переброшены в Киргизию на нашу авиабазу», – поведал присутствующим глава военного ведомства. Из его рассказа следовало, что на горном полигоне российские военные отработают вопросы по учению совместно с их коллегами из среднеазиатских стран. В ходе предстоящих учений будет осуществлена проверка «готовности транспортной авиации и частей постоянной готовности к переброске на незнакомые дальние театры военных действий». О каких «театрах» шла речь, Иванов не уточнил, но из контекста было понятно, что это не Северный Кавказ.
Потом глава государства очень коротко рассказал министрам о том, что у него состоялась встреча с коллегами из Украины и Белоруссии. У последних даже обнаружился «настрой завершить процесс создания Единого экономического пространства до конца года». В этой связи Путин попросил правительство держать на контроле ситуацию с подготовкой 61 соглашения по ЕЭП.
Представители «первой власти» демонстрировали свою открытость перед «четвертой» от силы 10 минут. Больше вопросов для гласного обсуждения не нашлось. Можно предположить, что разговор за закрытыми дверями был более интересным и содержательным.