Вчера главковерху довелось воочию наблюдать мощь российского оружия. На Сергеевском полигоне под Уссурийском Владимир Путин следил за ходом учений «Мобильность-2004». Подобных военных маневров, в которых приняло участие более 400 единиц автомобильной техники, 120 ракетных пусковых установок, орудий, минометов, реактивных систем залпового огня, противотанковых средств, 37 самолетов и вертолетов, около 3 тысяч солдат и офицеров, не проводилось почти 15 лет. Ухающие ракеты и гудящие в небе вертолеты на фоне дальневосточных сопок наверняка произвели на руководителя страны и министра обороны неизгладимое впечатление.
За учениями президент наблюдал в большой военный бинокль, находясь на специальной площадке. Почти все время он не вставал со своего места, лишь однажды, когда началась высадка десанта, подошел к ограждающим площадку перилам и, поставив ногу на парапет, стал изучать подробности приземления парашютистов. Вокруг все ревело и гудело. Не посвященных в тонкости военного дела особенно поразили запуски с тактического комплекса «Точка-У» шестиметровых ракет, издающих пронзительный звук «У-ууууу», от которого он, вероятно, и получил свое название.
Комплекс уже применялся федеральными силами в Чечне для борьбы с боевиками.
Непривычные акустические эффекты, похоже, заставляли нервничать министра обороны. Ведь смотровая площадка, где находился Главковерх, находилась неподалеку от того места, где разворачивались основные события. Кстати, в смотровой башне, находившейся прямо за площадкой, на которой находился президент, из-за взрывной волны лопнуло стекло, и его осколки упали буквально в нескольких метрах от главы государства. Президент, надо отдать ему должное, и глазом не повел, чего нельзя было сказать о министре обороны.
Когда Иванов подошел к журналистам, они заметили трясущийся воротничок камуфляжа защитного цвета, в который был одет министр обороны. Сильно взволнованный, вероятно, из-за произошедшего инцидента, глава военного ведомства сообщил прессе, что опыт учений будет применяться в борьбе с терроризмом только отчасти. «Бороться подразделениями постоянной готовности с классическим терроризмом – это все равно, что бороться молотом с комарами», – сказал как отрезал министр обороны. «Если говорить о борьбе с терроризмом в целом, то мы готовим войска как для борьбы с терроризмом, так и для борьбы с условным противником», – заметил Иванов. Кто может быть этим условным противником, выяснить так и не удалось.
Президент тем временем вручал часы дюжине особо отличившихся военнослужащих. Потом состоялся совместный обед, где Главковерху первому налили борщ, выдали лук и сало. Но солдатская пища Путина не вдохновила (как вскоре выяснилось, он не хотел обедать в присутствии прессы). Он не притронулся ни к чему, кроме черного хлеба. «Чтобы повышать престиж, нужно повышать благосостояние, чтобы люди хотели идти в армию. Понятно, что это требует времени», – объяснял военнослужащим Путин. Но «если регулярно заниматься тем, чем мы занимаемся сегодня, тогда и интерес будет высокий, потому что интерес есть тогда, когда есть успехи». «Если бы мы чемпионат Европы выиграли, то вся страна заинтересовалась бы футболом», – привел пример президент. Оказавшиеся в числе двенадцати счастливчиков два контрактника из Псковской дивизии сообщили Путину, что ежемесячно получают по 5–6 тысяч рублей, живут в казармах, а общежитие только строится. Общение с солдатами в присутствии журналистов на этом закончилось. «Сейчас мы скажем прессе спасибо, – сказал президент военнослужащим, а потом с улыбкой обратился к пишущей братии. – Дайте нам просто поесть».
Отработка мобильных навыков Российской армии никак не сказалась на мобильности передвижения президента по Владивостоку. Один из железнодорожных переездов на пути следования президентского кортежа был закрыт. По рельсам неспешно шел паровоз с одним-единственным вагоном. Кортеж замер перед шлагбаумом. Но президента вряд ли сильно расстроило это досадное недоразумение. Ведь он еще не успел забыть, как всего за несколько минут до этого его тепло приветствовали выстроившиеся в ряд воспитанники одного из детских садов, который по счастливой случайности также оказался на пути следования кортежа.
Сентиментальная сцена между тем не повлияла на командный настрой Главковерха, и на рыболовецком траулере «Арчер», где он встречался с представителями отрасли, он разговаривал довольно жестко. Путин заявил, что модернизация рыбной отрасли идет медленно, а 80% рыбной продукции поставляется за рубеж вне рамок таможенного контроля. Перед встречей в помощь президенту, далекому от рыбной отрасли, губернатор Приморья Сергей Дарькин предусмотрительно принес огромный справочный «талмуд». Старания краевого начальника были отмечены: «Вот, Дарькин готовился, целую диссертацию написал», – сказал президент, заметив, правда, что прочитать «талмуд» он так и не успел, лишь ознакомился с тезисами.
Для спасения рыбной отрасли визави президента предлагали самые различные меры. Так, например, один из участников встречи предложил класть полезные добавки из даров моря в различные продукты питания. «Рыбий жир, например!» – поддержал Путин. «Нет, не рыбий жир», – воспротивился участник встречи. «Так ведь это же вкусно!» На этот аргумент главе государства никто возражать уже не стал.