– Рамазан Гаджимурадович, рейд боевиков по республике – это демонстрация силы или попытка захвата власти в республике?
═
– Это демонстрация отсутствия ума и у той, и у другой стороны. У боевиков нет сил ни для того, чтобы захватить власть в Ингушетии, ни для того, чтобы, к примеру, сорвать выборы в Чечне. Но такие акции будут продолжаться до тех пор, пока мы не поймем главное: у нас нет комплексных согласованных мер – а я говорю об этом уже десять лет – по упорядочению ситуации на Кавказе, по упорядочению отношений между властью и обществом в этом тревожном регионе.
Да, это тяжелая проблема, особенно на Кавказе, где подчас трудно определить, где законные вооруженные формирования, а где незаконные, но решать-то ее надо.
═
– И что же нужно делать в этой ситуации?
═
– Это вопрос, над которым надо думать и который нужно решать комплексно. Но никто в этом не заинтересован. Вы же знаете, президент поручил министру экономики Герману Грефу восстановить Чечню и так далее. Ну, съездили, все посмотрели, но в итоге нет никаких комплексных мер! А для начала нужна общая комиссия Совбеза, которая координировала бы всю деятельность по восстановлению законности и правопорядка не только в Чечне, но и на Северном Кавказе.
Я, к примеру, в свое время, правда, очень короткое, такую комиссию возглавлял. И у меня есть определенные идеи по разработке программы по Чечне. А что в итоге? Я в течение месяца не могу попасть к Грефу для того, чтобы подсказать молодому парню, только что женившемуся, что нужно делать. Я, дедушка с двумя внуками. Вы понимаете, нельзя помочь тому, кто не хочет, чтобы ему помогали. Поэтому каждый раз, когда такое случается – то, что произошло вчера, – начинается эмоциональный всплеск, бряцание оружием. А потом все начинается сначала.
А о системном подходе, о котором говорит и президент, мы почему-то не вспоминаем...