Меры безопасности в Ташкенте, введенные в связи с саммитом Шанхайской организации сотрудничества, удивили даже сотрудников российских спецслужб. Весь центр города «зачищен» в буквальном смысле: закрыты магазины, кафе, не работает метро. Боятся здесь не только «Аль-Каиды». Как рассказал «НГ» на условиях полной анонимности один из сотрудников узбекской полиции, власти опасаются и выступлений собственных жителей, недовольных политикой президента Ислама Каримова.
Узбекский лидер очень интересовался, как живут его коллеги в России, а про себя сообщил: «Ежемесячно я получаю 50 долларов, и мне надо как-то кормить своих троих детей». К слову, бутылка знаменитого местного коньяка «Узбекистан», которым, кстати, обильно поили гостей саммита, стоит в магазинах около 6 долларов. Вероятно, учитывая общий уровень жизни своего населения, узбекские службы безопасности решили не травмировать его зрелищем торжественного ужина для высокопоставленных членов международных делегаций, организованного в так называемом Японском парке рядом с Международным бизнес-центром. Вокруг парка стояло плотное кольцо оцепления сотрудников службы безопасности и полиции. Даже подходить к «объекту» ближе, чем на километр, не разрешалось.
Тем не менее корреспонденту «НГ» удалось довольно легко проникнуть в запретное место. Внешне жесткие меры безопасности при ближайшем рассмотрении такими не оказались. «Что у вас звенит?» – спросили меня, когда «рамка» издала ужасающий звук. «Наверное, цепочка», – предположила я. Узбекских стражей порядка мой ответ полностью удовлетворил и дальнейшие расспросы и досмотры не последовали.
Контраст парка с городом поразил меня. Сад камней, подсвеченный разноцветными прожекторами, ровно подстриженный газон, ломившиеся от еды столы, ручные утки, сидевшие на берегу пруда, чайные беседки и прочие прелести жизни. Кстати, в торжественном ужине приняла участие и российская делегация, в частности помощник президента Джахан Поллыева и новый глава исполкома СНГ Владимир Рушайло. Ужин за длинным столом, накрытым сверкающей белизны скатертью, позднее перерос в танцы. Как пляшут и веселятся гости президента Каримова, на следующее утро с огромным удовольствием демонстрировало местное телевидение. Для гостей был специально организован концерт с участием местных фольклорных коллективов. А песню «Мы желаем счастья вам» спели на языках стран – членов ШОС.
Вчера рабочий день высокопоставленных гостей Ташкента начался в 9 утра – открывали здание Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры. На расширенном заседании саммита, увидеть которое посчастливилось прессе, участники говорили много и без эмоций, а некоторые пассажи выступлений как две капли воды походили друг на друга. Было сказано много общих слов о повышении эффективности ШОС, о совместной борьбе с терроризмом и наркоугрозой, а также сепаратизмом и экстремизмом. «Одна из главных целей ШОС – чтобы террористы и экстремисты нигде не могли скрыться», – заявил, в частности, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В этой связи конкретные предложения особенно радовали не только прессу, но и самих участников высокопоставленного форума. Китайский лидер Ху Цзиньтао, например, объявил о выделении членам ШОС льготно-экспортных кредитов на сумму 900 млн. долл. Журналисты из сопредельных государств СНГ, освещавшие работу саммита, не переставали задавать риторический вопрос: «Китай выделил, а что, России слабо?» Ведь, как заявил Каримов, эффективность деятельности ШОС зависит от ведущих держав, коими являются Россия и Китай.
Очень много говорили про Афганистан, все-таки не зря пригласили Хамида Карзая. «Хочу поздравить Карзая с его мудрым шагом участвовать в работе саммита», – заметил киргизский премьер Аскар Акаев. Владимир Путин предложил создать внешние антинаркотические пояса безопасности и контактную группу ШОС по Афганистану. Других конкретных предложений по Афганистану не прозвучало.
Карзай, в свою очередь, признался, что хотел бы стать полноправным партнером по таможенной политике. Когда же на пресс-конференции его спросили, как он оценивает деятельность антитеррористической коалиции по борьбе с наркоугрозой, он очень ловко ушел от прямого ответа. Хотя таджикский лидер Эмомали Рахмонов счел нужным заметить, что наркотрафик после проведения антитеррористической операции вырос в три раза.
В заключение расширенного заседания хозяин ташкентского саммита Каримов передал эстафетную палочку Нурсултану Назарбаеву, пожелав ему «успехов в его успешной деятельности» на посту нового председателя ШОС.
Неспешный характер саммита и последовавшей за ним пресс-конференции, на которой лидеры также не блистали ни шутками, ни яркими запоминающими фразами, а скорее косноязычием, уже начал было вгонять пишущую братию в сон. Но засыпавшую прессу под занавес развеселил Каримов. Он предложил провести конкурс на самый умный вопрос, а победителю выдать поощрение. Некоторые мои коллеги поняли президента Узбекистана двусмысленно. То ли на пресс-конференции было действительно задано много умных вопросов, то ли не задано ни одного, и конкурс предложен, чтобы хоть как-то заставить журналистов впредь напрягать извилины.
Пока репортеры пытались понять подтекст предложения Каримова, тот неожиданно сказал: «Это не мое предложение, а президента Путина». Кто-то из моих коллег было радостно выдвинул свою кандидатуру на соискание проанонсированного вознаграждения. «Что, прямо сейчас?» – удивился глава России.
Перед встречей с главой Китая Ху Цзиньтао Путин встретился с журналистами в «Интерконтинентале». «Будем ли мы оказывать экономическую помощь членам ШОС в той или иной форме, как это делает Китай?» – поинтересовался корреспондент «НГ». «Россия экономически всегда поддерживала страны СНГ, включая членов ШОС, – ответил президент, – в частности, предоставляя энергоносители по льготным ценам». Кроме того, давала этим странам в долг. Что же касается предоставления льготных экспортных кредитов, то «это вопрос экономической политики». «Но такая возможность у правительства есть», – отметил президент.
Ташкент