Европа всерьез озаботилась правами человека в России. Только этим можно объяснить участившиеся визиты из-за рубежа еврочиновников, занимающихся правозащитой. На днях выяснять обстоятельства «дела ЮКОСа» в Москву приехала Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер из ПАСЕ. За ней, в преддверии своего доклада по правам человека, прибыл Верховный комиссар СЕ по правам человека Альваро Хиль-Роблес. Ожидается приезд еще одного правозащитника из этой влиятельной европейской организации, исследующей ситуацию в Чечне. Десант представителей Европы явно беспокоит российские власти. И недаром Владимир Путин вчера выкроил время в своем сверхплотном графике, чтобы встретиться с главным правозащитником СЕ.
Накануне в Кремле Хиль-Роблеса принял секретарь Совбеза РФ Игорь Иванов и о чем-то долго беседовал с ним тет-а-тет по-испански. Не пригласили прессу и на вчерашнюю встречу европейского комиссара с Владимиром Путиным. Позвали только информагентства, которые сухо описали обмен любезностями между важным гостем и главой страны, в анонсах мероприятия выставив на первый план права русскоязычного населения в странах Балтии.
«НГ» попросила непосредственного участника встречи, главу Комиссии по правам человека при президенте Эллу Памфилову описать происходившее в подмосковной резиденции Путина. «Разговор был очень откровенный, насыщенный, прямой и абсолютно неформальный», – поделилась своими впечатлениями Памфилова. По ее словам, Роблес даже удивился этому обстоятельству, потому что далеко не у всех мировых лидеров находит в этой части понимание. Президент ответил: на Западе лучше ситуация с правами человека, поэтому тамошние лидеры не слишком заинтересованы во встречах с правозащитниками. «А у нас ситуация тяжелая, мы заинтересованы в том, чтобы этой правозащитной проблемой не спекулировали, и хотим, чтобы человек со стороны дал объективную картину», – передает слова президента участница встречи.
Права русскоязычного населения в странах Прибалтики, заметила Памфилова, «конечно, обсуждались, но обсуждались и все острые проблемы, которые есть в России, включая Чечню. Президент свою позицию высказал. Его подбивали вводить то ли чрезвычайное положение, то ли прямое правление в Чечне. Этого никто бы не осудил в мире. Но президент сказал, что надо дать возможность чеченцам самим решать свою судьбу и укреплять местные органы власти. Пусть они действуют не всегда хорошо, адекватно, надо их поправлять, наказывать, но все-таки пусть работают в своей республике, чем защищать их от действий федеральных войск. От Хиль-Роблеса целый ряд предложений был, он говорил, что нужен политический процесс. Президент с ним согласился».
По словам Памфиловой, на встрече говорили и о проблеме с выборами уполномоченного по правам человека в Чечне, и о выборах парламента в республике. Обсуждалось и состояние российских тюрем. Роблес высказал пожелание президенту Путину – поддержать закон об общественном контроле за соблюдением прав человека в тюрьмах.