Кучма, Лукашенко, Назарбаев и Путин пока не договорились.
Фото Reuters
Вчерашние события на саммите России, Украины, Белоруссии и Казахстана сильно напоминали известную басню Крылова. Четыре президента, несмотря на все желание сдвинуть с места телегу Единого экономического пространства (ЕЭП), сделать этого так и не смогли. Известный своей прямотой белорусский батька Александр Лукашенко даже принялся предупреждать об угрозе распада еще не сформировавшейся «четверки». В ялтинском воздухе с самого начала чувствовалось некоторое напряжение. Пишущая и снимающая братия гадала – то ли президенты плохо посидели накануне вечером, то ли просто ни о чем не договорились. Не исключалось и совпадение обоих неблагоприятных факторов.
Уже по тому, как лидеры четырех государств подъезжали к Ливадийскому дворцу, было понятно, что они недовольны ходом переговоров. Сначала бодро прошествовал Леонид Кучма, поприветствовав журналистов ехидным вопросом: «Погоду хорошую сделали?» За ним мрачно проследовал Нурсултан Назарбаев. Еще более мрачным выглядел Александр Лукашенко. Три президента вошли в Ливадийский дворец, на ходу перебросившись несколькими репликами – вероятно, вспомнив, что их российский коллега не всегда бывает точен. «Опаздывает», – уже в который раз посмотрев на часы, сказал один из сотрудников украинской службы охраны своему напарнику. «Задерживается», – поправил тот. Наконец подъехал Путин.
Из выступления президента в начале переговоров также было понятно, что накануне за ужином никакого братания лидеров «четверки» не случилось. Говоря о разработке пакета соглашений, лежащих в основе будущего экономического кодекса ЕЭС, каждый лидер называл абсолютно разные цифры. Кучма, например, предложил подписать всего 17 договоров, что, по его словам, вполне достаточно для формирования «зоны свободной торговли без изъятий и ограничений». Казахский президент выдвинул идею таможенного союза, что, по мнению экспертов, не слишком соотносится с понятием зоны свободной торговли. А кроме того, Назарбаев выступил против разноскоростного присоединения четырех государств к Единому экономическому пространству. И уж как-то совсем нервозно президенты говорили о необходимости принятия практических решений на этом саммите. «Хотел бы выразить уверенность, что за сегодняшней встречей последует принятие конкретных решений», – неуверенно произнес в начале переговоров Кучма. А белорусский батька уверенно заключил: «Если этого не произойдет, это станет началом бесперспективной работы».
Целый час президенты вели переговоры за закрытыми дверями. Когда они появились перед журналистами, Кучма сразу предоставил возможность главному интегратору Назарбаеву сообщить прессе о провале саммита: «Слово должен молвить Нурсултан Абишевич». «Сегодня мы пытались согласовать наши позиции», – президент Казахстана нашел очень мягкую формулировку для описания дискуссии. Белорусский президент объяснил, зачем понадобилась внеочередная встреча: «Для сохранения ЕЭС нужно сделать что-то реальное, чтобы все стороны поняли, что их счастье здесь, а не в какой-нибудь другой организации». Кучма, в свою очередь, признал, что встреча не обошлась без серьезных споров. «Главное, – подчеркивал украинский президент, – каким путем идти – или все сразу, или постепенно». А Путин дополнил: 90% времени президенты посвятили обсуждению направлений, по которым необходимо в первую очередь заключать соглашения. «Что-то важно для Украины, что-то – для Казахстана, в чем-то – интересы России, в чем-то – Белоруссии». Всего готовится 61 документ. Но к следующей, осенней, встрече в Астане по предложению Украины должны быть определены самые главные направления.
«Это колоссальная по сложности задача – выделить из большого числа направлений самые приоритетные», – так прокомментировал «НГ» высокопоставленный источник в российской делегации уступку Украине. Похоже, Киеву пойдут навстречу и в другом вопросе: «Я думаю, что до конца года мы сумеем подписать с Украиной соглашение о режиме свободной торговли». Между тем источник добавил, что этот режим необязательно предполагает отсутствие изъятий и ограничений, на чем настаивал Киев. После этого, по словам нашего собеседника, мы можем перейти к созданию таможенного союза, как того хотел бы президент Казахстана Назарбаев.
Делая публичные заявления в Ялте, Путин старался щадить чувства украинского народа во всем, что касается степени будущей интеграции «четверки», учитывая страстное желание некоторых кругов на Украине оказаться в объединенной Европе. Например, российский президент особо подчеркнул, что создание Единого экономического пространства не мешает каждой из стран принимать участие в общемировых интеграционных процессах. Такая позиция Украины на руку Кучме и его преемнику Виктору Януковичу. Которого, кстати, в Ялте не было. «Его нема и не буде», – сообщили «НГ» в украинской делегации.
═
Ялта