Вчера главный кандидат страны занимался повышением явки на предстоящих выборах. Утром Владимир Путин выступил с телеобращением, в котором кратко объяснил, почему в воскресенье надо обязательно прийти к урнам. «Прямые выборы – одно из самых главных достижений демократии», – сообщил россиянам президент. Тех же, кто еще сомневается, стоит ли в воскресенье утруждаться, он предостерег: «Давайте только на секунду представим, что будет со страной, в которой не сформированы высшие органы управления?»
Впрочем, главе государства могут возразить, что упомянутые им органы уже почти сформировали, не дожидаясь народного волеизъявления. Но таким скептикам президент напомнил, что «только поддержка граждан позволит определить курс страны на годы вперед, позволит сделать ответственные шаги по развитию экономики и улучшению качества жизни людей». И – самый сильный аргумент – «только ваша поддержка придаст будущему президенту России уверенность в своих силах». Иными словами – хотите, чтобы Путин действовал увереннее, придите 14 марта на участки.
Пока страна обсуждала глубинный смысл заявлений главы государства, он в своей загородной резиденции встречался с первоцелинниками. Сказав несколько благодарственных слов в адрес покорителей целинных и залежных земель, президент перешел к реалиям сегодняшнего дня. Поддержка отечественного производителя со стороны государства и возрождение ордена «За труды по сельскому хозяйству» – вот что, оказывается, приберег кандидат Путин для финиша предвыборной гонки.
Глава государства по-домашнему сидел за чашкой чая с пирогами и расспрашивал собравшихся об удобрениях, лизинге и таможенных пошлинах. Юрий Бугаков, председатель племзавода «Ирмень», что в Новосибирской области, поведал президенту, что отечественные крестьяне не могут купить удобрений: почти все они идут на экспорт. Еще у племзавода дефицит белковых культур для корма рогатого скота. Президент терпеливо слушал. Оратор между тем поторопился сообщить Путину, что главный показатель качества зерна – это содержание клейковины. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев делал выступающему знаки. Но Бугаков, видимо, решил окончательно загнать вновь назначенного министра в краску и в конце своего выступления сказал Путину: «Спасибо за то, что вы нам Алексея Васильевича оставили!» На лице бывшего вице-премьера выступила испарина.
Пока глава государства внимал речам школьной учительницы и редактора «Молодежной газеты села», в его загородной резиденции стали собираться высокопоставленные чиновники администрации, включая ее руководителя Дмитрия Медведева и его первого зама Дмитрия Козака. Последний сообщил нам, что пока занимается делами «отпускными». Ново-Огарево, конечно, не худшее место для каникул.
Между тем коллеги Козака по штабу продолжали трудиться в центре Москвы, в Сивцевом Вражке, 38, где последние дни работает приемная кандидата в президенты В.В. Путина. На прием решила записаться корреспондент «НГ».
В очереди – человека четыре, если судить по одежде – обычные люди, даже не москвичи. Сухонькая старушка делится своей бедой с иностранными журналистами. Соседка подкупила судью, пенсионерка осталась без жилья. «За деньги у нас выносят любое решение», – горестно жалуется бабушка, кто-то в очереди ей радостно вторит. «Будете ли голосовать за Путина?» – интересуюсь у старушки. «Нет», – твердо отвечает она.
«С начала работы приемной (со 2 февраля) к нам обратилось около 900 человек лично, 650 позвонили по телефону, 2700 написали письма», – сообщает мне статистику начальник общественной приемной Юрий Бородин. Он – специалист со стажем, работал с обращениями граждан еще в Совете министров, а потом перешел в администрацию президента.
«Всего в общественные приемные по стране обратились около 50 тысяч человек, из них 35 тысяч пришли на личный прием», – поясняет мне Бородин. Цифры, прямо сказать, не впечатляют. Далеко не все страдальцы, много лет обивавшие пороги различных властных структур, решились обратиться к главе государства, идущему на второй срок. Уже никому не верят? Разочарованы? Зато впечатляют другие показатели. «Из них примерно 70% собираются проголосовать за действующего президента. Мы за язык никого не тянем, это и из разговора видно, и из характера письма», – поясняет начальник общественной приемной.
Среди жалоб на первом месте – жилищные беды. Почти слепая армянка из Баку, бежавшая в начале 90-х от погромов, больше десяти лет скиталась по подвалам с малолетними детьми. Когда дали статус беженца, на документах поставили: «Без права проживания в гостиницах и общежитиях». Теперь она хочет уехать к друзьям в Америку. Но сына не отпускают, сначала он должен послужить в российской армии, правда, предварительно у кого-то прописавшись. Еще сидит женщина, под квартирой которой строят развлекательный комплекс. Еще вдова офицера, ее дочь выгнали из квартиры. Все эти люди обошли многочисленные инстанции, в ответ получили отписки.
Но и кандидат Путин помогать им вряд ли будет. Нет ни одного вопроса, как утверждает начальник приемной, который мог бы относиться к компетенции главы государства. Скорее всего их бумаги будут направлены к чиновнику, в ведении которого находится конкретный вопрос. Если чиновник не решит, тогда в суд. А некоторым просителям вообще никто не поможет: как замечает Бородин, многих можно по-человечески понять, но закон не на их стороне.
Зачем тогда этот особняк с суперкорректными милиционерами у входа? Открыв приемную, в Кремле выполнили не только требование закона, но и свои собственные задачи по изучению общественного мнения. Посетители Сивцева Вражка, 38, как и десятков других подобных заведений по всей стране, – своеобразная фокус-группа. По словам Бородина, в общественной приемной регулярно готовят информацию для штаба, которую потом тщательно анализируют. 50 тысяч «респондентов» – такой выборке могут позавидовать самые знатные социологические институты.