Состоявшееся вчера первое заседание Совета по борьбе с коррупцией при президенте показало, что силовикам не удалось полностью превратить его в декоративный орган. Он все-таки будет составлять конкуренцию правоохранительным органам, прежде всего Генпрокуратуре, при рассмотрении дел, в которых фигурируют высокопоставленные государственные чиновники и известные бизнесмены.
Руководителем совета на ближайшие полгода по предложению президента был избран председатель правительства Михаил Касьянов. Таким образом, президент как бы переложил всю ответственность за сложнейший проект на плечи председателя правительства. Впрочем, сам факт назначения Касьянова на эту должность уже говорит о том, что с его отставкой с поста главы Белого дома в Кремле не торопятся.
Но премьеру скорее всего предстоит стать зиц-председателем президентского совета. Несмотря на довольно внушительное название новой должности Касьянова главным лицом нового органа при президенте скорее всего станет первый замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак. Вчера он был назначен руководителем одной из структур совета - комиссии по служебной этике. В отличие от самого совета ее члены будут заниматься практическими делами - разбором конкретных случаев "конфликта интересов" чиновников. Причем не просто чиновников, а, как сказал вчера журналистам сам Козак, "должностных лиц, назначаемых президентом и правительством". Да и заседания комиссии должны проходить регулярно, а не от случая к случаю, как это происходит с остальными советами при главе государства.
Кроме того, назначение Козака руководителем комиссии по служебной этике, безусловно, усиливает роль этого органа. На ее заседания могут приглашаться чиновники любого уровня - данное положение не было бы столь весомым, назначь президент чиновника, занимающего иную, более низкую ступень в иерархии власти и обладающего меньшим влиянием. Более того, Козак известен не только как жесткий менеджер, но как и ревностный сторонник ограничения полномочий Генпрокуратуры. В этом смысле назначение первого замглавы администрации, в обязанности которого, кстати, входит курирование судов и ведомства Устинова, - звоночек последнему. Возможность рассматривать факты "конфликта интересов" с участием чиновников любого уровня и крупных бизнесменов превращает возглавляемую Козаком структуру в своеобразного конкурента Генпрокуратуре.
Известно, что именно этого опасались силовики, лоббируя лишение Совета по борьбе с коррупцией каких бы то ни было существенных полномочий. Сам же первый замглавы администрации президента сразу поспешил заявить журналистам, что совет не будет подменять собой правоохранительные органы. Впрочем, рассмотрение дел комиссией по этике обещает быть громким, но вряд ли результативным: ее решения пока могут носить только рекомендательный характер. Хотя, учитывая настроения Козака, очередная реформа полномочий Генпрокуратуры, может быть, не за горами.
Вторую комиссию при совете - по противодействию коррупции - возглавит вице-премьер Борис Алешин. Этот орган будет заниматься экспертизой федерального и местного законодательства, выявляя нормы, которые могут способствовать развитию коррупции. Таким образом, Алешину фактически придется делать одну и ту же работу в правительстве и в совете.
Вчера же президент поставил первоочередные задачи перед советом. "Следует выявлять положения, ведущие к злоупотреблениям и самой возможности коррупции, - потребовал Путин. - Исполнение любых административных процедур должно быть максимально прозрачно".