Вчера Владимир Путин встретился с участниками заседания Совета министров обороны стран СНГ. В представительском кабинете президента собрались почти все главы оборонных ведомств стран Содружества. Не было только гостей из Узбекистана и Туркменистана. Не доехал до Москвы и министр обороны Грузии, прислав своего заместителя. Дела, вероятно, задержали. Правда, еще более вероятно, что отсутствие главы грузинского Минобороны связано с недовольством официального Тбилиси действиями Москвы в отношении Аджарии.
Путин поздоровался за руку с каждым из военных министров, а также генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности Николаем Бордюжей и исполнительным секретарем СНГ Юрием Яровым, принимавшими участие во встрече. С министром обороны Молдавии Путин даже перекинулся несколькими фразами. О чем спрашивал российский президент посланца Кишинева, журналисты, несмотря на все старания, не расслышали. Открывая встречу, российский президент поздравил с днем рождения министра обороны Казахстана Мухтара Алтынбаева, которому приходится отмечать свое 58-летие вдали от родины.
Заметим, что на территории СНГ существуют два блока. ОДКБ, куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, и ГУУАМ. Его члены - Грузия,
Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия - в значительной степени ориентируются на США и мечтают когда-нибудь присоединиться к Североатлантическому альянсу. Возможно, именно для последних президент России особо отметил, что участники ОДКБ должны иметь особые преференции в сотрудничестве с Россией. Речь, в частности, идет "о бесплатном обучении кадров и продаже наших вооружений по внутренним ценам".
Впрочем, несмотря на принадлежность к разным блокам, страны СНГ, по мнению российского президента, все-таки могут наладить эффективное взаимодействие. "Военное и военно-техническое сотрудничество в рамках СНГ - это важнейший фактор нашего взаимодействия на всем постсоветском пространстве, это безопасность, это мирная жизнь наших граждан", - напомнил собравшимся министрам Путин.
Направлений для сотрудничества несколько. Прежде всего это создание единых оборонных систем, в частности объединенной системы ПВО. "ПВО - сфера, где мы действительно наиболее эффективно взаимодействуем", - подчеркнул Путин. "Вот наш сегодняшний именинник, - российский президент посмотрел на министра обороны Казахстана, - кивает головой, потому что он сам, как мне сказали, специалист в области ПВО, а это та сфера, в которой мы действуем сообща, наиболее эффективно".
Путин также напомнил военным министрам о развитии геоинформационной системы и традиционно коснулся совместной борьбы с терроризмом. "Надежность вооруженных сил является важнейшей составляющей этой работы", - подчеркнул Верховный главнокомандующий российских войск.
Однако не только военная составляющая должна сплачивать военные ведомства СНГ. Важно помнить и о тех, кто уже завершил службу в армии, то есть о военных пенсионерах. "Я уверен, какое бы государство Содружества они ни выбрали в качестве своего постоянного места жительства, этим людям должны быть обеспечены достойные социальное обслуживание и медицинская помощь", - подчеркнул Путин. А если необходимы политические решения, то нужно обращаться "по известному адресу, к президенту Украины", который сейчас является главой СНГ.
Надо заметить, что за более чем 11 лет работы совета министров обороны стран СНГ каких-либо эпохальных событий в жизнедеятельности этой организации не наблюдалось. Было принято порядка 500 документов по различным аспектам военного сотрудничества, но большинство из них являлись откровенно декларативными.
Иной раз главы военных ведомств не могли договориться даже по самым животрепещущим делам. Так, на предыдущем заседании в казахстанском Щучинске под Астаной им не удалось договориться о нераспространении переносных зенитных ракетных комплексов типа "Игла" и "Стрела". Что было очень актуально для России, у которой в Чечне этими самыми комплексами сбивают вертолеты. Позже этот документ был подписан на саммите глав государств СНГ в Ялте.
Москва и Душанбе продолжительное время не могут договориться от принципах функционирования 4-й военной базы России в Таджикистане, которая, по решению президентов Путина и Рахмонова, создается на базе 201-й мотострелковой дивизии.
Участие российского президента в данном саммите министров обороны, конечно, сделало его продуктивнее, чем предшествующие. Но пока нет признаков того, что в дальнейшем характер деятельности СМО может как-то существенно измениться.