Преемнику осталось только обрести лицо.
Коллаж Михаила Митина
Как-то неожиданно и очень стремительно возник вопрос о том, появится ли у Владимира Путина реальный конкурент на выборах 2004 года - помимо "вечного дублера" Геннадия Зюганова. Внешне позиции главы государства выглядят такими же незыблемыми, как и год, и два года назад. Его рейтинг заморожен на неприступной высоте. Но никто не может с уверенностью сказать, какие подспудные процессы сейчас идут в политической элите и к чему это внутреннее брожение приведет. Общепризнанно, что в стране - полномасштабный политический кризис. И уход в отставку "серого кардинала" Кремля Александра Волошина - лишнее тому подтверждение. Таким образом, в элитах появился реальный конфликт. Это видно и по небывало жесткой критике в адрес Путина во многих печатных и даже электронных СМИ. Об этом же говорят и высказывания высокопоставленных чиновников, раз за разом нарушающих наложенное Путиным табу на тему ЮКОСа. И те, кого не устраивает авторитарное развитие страны, с неизбежностью начинают искать нового выразителя своих интересов. Таким образом, политический кризис породил спрос на политическую альтернативу. Так, кстати, происходило и в 1999 году. Еще в августе многие не видели альтернативы Евгению Примакову. Но большую часть элиты эта фигура не устраивала. И альтернатива нашлась. Спрос породил предложение: Владимир Путин. Сейчас ситуация иная, у действующего президента позиции неизмеримо прочнее, чем у отставного премьера. Но спрос на альтернативного кандидата снова появился. Будет ли предложение?
Либералы, чуткие к переменам политической погоды, уже отреагировали. Борис Немцов и Анатолий Чубайс вновь предлагают "ЯБЛОКУ" сесть за стол переговоров (продолжение темы здесь) и договориться о едином кандидате от демократов на выборах-2004. И уже очевидно, что Григорием Явлинским список рассматриваемых претендентов ограничен не будет. Ведь речь идет не о том, чтобы только обозначить амбиции либералов и собрать в их "корзинку" традиционные 7-10% голосов, но о том, чтобы реально побороться за власть и за смену курса. В этом смысле не исключены и неожиданные кандидатуры. В том числе Анатолий Чубайс - первый и, по сути, единственный представитель бизнес-сообщества, вставший в открытую оппозицию к новейшей "генеральной линии" Кремля. Если в сегодняшнем обществе востребован президент-силовик, то у Чубайса имидж вполне подходящий.
Впрочем, многие наблюдатели по-прежнему не очень верят в такой сценарий. По мнению главы ФЭПа Глеба Павловского, недовольство путинской политикой в либеральной части общества еще недостаточно для того, чтобы искать другого кандидата. "Потому что Путин остается незаменим именно в качестве гаранта демократического и либерального вектора. У нас нет другого лидера в обществе, определенно демократического и доказавшего своими действиями, что он заинтересован в правовом государстве. Поэтому при всех возражениях к Путину, я думаю, за него в основном будут голосовать центристские и не только центристские, но и либерально-центристские силы", - считает политолог.
"Возможность выдвинуть конкурентоспособного соперника есть только у народно-патриотических сил, - уверенно сказал "НГ" лидер КПРФ Геннадий Зюганов. - Все прочие альтернативы будут бутафорскими. Больше 10% голосов такие кандидаты не получат". В то, что до марта может произойти раскол правящего класса и реальная альтернатива Путину появится в рядах партии власти, Зюганов не верит. "Нынешняя элита к этому не готова", - считает он.
Павловский тоже полагает, что потенциальная угроза Путину исходит с противоположного - с левого фланга. "Оппонентом Путину будет скорее всего левый кандидат, - говорит Павловский. - Будет ли им Зюганов - вот это неизвестно". Действительно, своих огромных амбиций не скрывает, например, Сергей Глазьев. Ни для кого уже не секрет: Глазьев потому и согласился повести в Думу альтернативную КПРФ левую колонну, что пытается проторить собственный путь в Кремль.
Но, чтобы левопатриотическая оппозиция признала Глазьева своим новым лидером, блок "Родина", созданный им на паях с Дмитрием Рогозиным, должен на думских выборах выступить по крайней мере не хуже коммунистов. А это задача - за гранью возможного.
Нельзя сбрасывать со счетов и возможность появления в 2004 году среди претендентов представителя так называемых силовиков. Не случайно на думских выборах появилась альтернативная партия власти, которую многие правоохранители, военные и руководители ВПК считают своей. Это Народная партия. От успеха ее на выборах зависит, замахнутся ли российские "ястребы" на что-то большее. Во всяком случае, лидер партии Геннадий Райков на наш вопрос о возможных оппонентах Путина заявил буквально следующее: "У нас всегда хватает тех, кто выставляется. Я думаю, что человек 7-8 выставится все равно. Другое дело, что они там получат. Это другой вопрос".
По этому поводу вопроса пока не возникает только у партактива "Единой России". Глава ее избирательного штаба Юрий Волков так оценивает шансы возможных конкурентов действующего президента: "Противовеса тут никакого не может быть, потому что реальных конкурентов на сегодняшний день Путину нету, безусловно. Потому что президент себя показал как эффективный и правильный администратор".
Здесь надо заметить, что, помимо поиска нового оппонента Владимиру Путину, есть еще и другая проблема. Как минимизировать возможные риски? "Дело ЮКОСа" демонстрирует, что сегодня власть готова пойти на самые жестокие меры. Если в 1999 году против потенциального кандидата в президенты Евгения Примакова работало в основном телевидение, то в 2003 году против Михаила Ходорковского, которого всего лишь прочили в премьер-министры (или спикеры), задействованы ФСБ, МВД и Генпрокуратура. Если арест Ходорковского - реакция на его гипотетические премьерские амбиции, то как же в таком случае поступят с явным оппонентом Путина? И хватит ли кому-нибудь смелости - после истории с Ходорковским - бросить Кремлю вызов?
"Да никого они не выдвинут - все для них закончилось, все! - злорадно сообщил корреспонденту "НГ" Владимир Жириновский. - Они теперь должны сдать деньги, вложив их в российскую экономику. Кто, например, им мешает построить второй БАМ от Салехарда до Магадана? То есть вложите деньги в страну. Но если вы каждый день вывозите деньги за рубеж, то вас прощать не будут".
Фраза Жириновского - наиболее яркое выражение позиции, которой придерживаются инициаторы наступления на крупный российский бизнес. "Прощать вас не будут" - эти слова, безусловно, относятся и к будущему представителю объединенных либералов, если таковой появится.
Правда, Геннадий Райков на вопрос о возможных репрессиях в отношении путинского конкурента отвечает осторожнее: "У нас президент довольно демократичный человек, давайте уж честно говорить. И он никогда не будет такими вещами заниматься". Но тут же добаляет: "Что касается Ходорковского, то он рано или поздно все равно бы сел".