Глава Чечни Ахмад Кадыров продолжает шокировать общественность "нестандартными" заявлениями. Вчера он заявил, что ведет переговоры с полевым командиром Русланом Гелаевым о сдаче оружия его группировкой. Причем на вопрос, почему переговоры идут именно с Гелаевым, Ахмад-Хаджи заметил, что этот человек "не связан с похищениями людей, он не связан с Яндарбиевым и Удуговым". Более того, по словам Кадырова, "это реальный человек, который может влиться в мирную жизнь". Заявление более чем странное.
Почему Гелаев, на счету которого кровавые бои с федеральными войсками в Галашках и Комсомольском, может попасть под амнистию и вернуться к мирной жизни, совершенно непонятно. Именно Гелаев недавно встречался с Шамилем Басаевым (надо полагать, не для того, чтобы чай попить). Кстати, Генпрокуратура недавно вынесла новое постановление о привлечении Гелаева заочно в качестве обвиняемого по 14 статьям Уголовного кодекса. И чем тогда Масхадов, который, по заявлению Сергея Ястржембского и того же Кадырова, не имеет шансов на амнистию, хуже Гелаева? Только тем, что до сих пор на Западе его числят легитимным руководителем республики?
Накануне, напомним, Кремль весьма резко отреагировал на предложение председателя Комиссии по правам человека при президенте России Эллы Памфиловой об участии в президентских выборах в Чечне экс-президента республики Аслана Масхадова. Именно на том основании, что Масхадов не подлежит амнистии. Вчера эту точку зрения в Ханкале подтвердил министр обороны Сергей Иванов: "Это совершенно невозможно". При этом министр подтвердил озвученные ранее командующим войсками СКВО Владимиром Болдыревым данные о том, что в Чечне действуют 1200-1300 активных боевиков (Ахмад Кадыров, напомним, эти цифры называет явно завышенными). Сделаем акцент на слове "активных". Ранее и военные, и гражданская администрация Чечни утверждали, что подрывы и теракты в республике происходят только в результате получения денежных сумм из-за рубежа, выделяемых на подобные акции зарубежными террористическими центрами.
Впрочем, обстановка в республике, несмотря на постоянные заверения Ахмада Кадырова о стабилизации, обострилась до того, что появились слухи о возможности захвата боевиками городов в Чечне. Вчера и глава республики, и министр обороны даже были вынуждены эти слухи опровергать. В то же время председатель правительства Чечни на встрече с министром обороны поднял вопрос обеспечения надежной охраной руководителей местных администраций.
Надо полагать, обстановка действительно накалилась до предела. По крайней мере вчера же Ахмад-Хаджи, давно уже ратующий за вывод из республики "избыточных армейских подразделений", впервые заявил, что "уход из Чечни войск может спровоцировать увеличение числа участников бандформирований".