Ахмад Кадыров отправил в отставку все правительство, за исключением премьера Анатолия Попова, всех глав районных администраций, а за компанию и мэра Грозного Олега Жидкова. Вообще-то имеет право. В соответствии с принятой на референдуме Конституцией Чечни. В конце концов Ахмад-Хаджи теперь не глава республики, а и.о. президента. И, надо полагать, надеется вскоре избавиться от "неприличной" приставки.
Правда, в таких случаях нужно смотреть не столько на содержание, сколько на форму, в которой это было сделано. Днем в Гудермесе Кадыров говорил о тракторах (кстати, обещал выбить из Центра денег на обновление сельхозтехники) и о посевной, а к вечеру такой вот фортель. Понятно же было, что указы об отставке вызовут серьезный ажиотаж. И можно было предупредить, что подобные шаги намечаются. Но даже федеральный министр по делам Чечни Станислав Ильясов о предстоящей кадровой революции ничего не знал. А то, что без каких-либо объяснений (не считать же таковыми "перевод на другую работу") уволен мэр Грозного, чуть ли не последний "человек Центра" в Чечне? Это уже не просто выполнение буквы Конституции, это больше похоже на демарш, отдающий пещерным феодализмом.
Понятно, что в преддверии предстоящих президентских выборов в Чечне Ахмад Кадыров гребет под себя все: и финансовые потоки, и кадровые резервы. Да и вообще похоже, что у ныне уже и.о. президента воюющей республики только две задачи. Во-первых, клянчить у Центра деньги, да побольше - благо, что и завалы нужно разобрать, и компенсации выдать, и за добровольно сданное оружие рассчитаться. Правда, его в Чечне столько, что плати за Калашников не более ста рублей, и то бюджет всей страны подкосить можно. Во-вторых, речь идет об укреплении личной власти Кадырова. Для этого выдавливаются ставленники федерального Центра, которых заменяют люди Кадырова, как правило, из его же тейпа, укрепляется личная гвардия Кадырова, а Центру демонстрируются всесильность и незаменимость Ахмад-Хаджи. Во все более вызывающем тоне.
А ведь поначалу кем был Кадыров? Техническим "премьером", не более. Что-то вроде Касьянова, только помельче. В соответствии с масштабом управляемой им территории. Говорят, Михаил Михайлович из "технических" вырос, стал фигурой политической. Но при этом Касьянов не позволяет себе, как говорится, "дразнить гусей", а "технический" глава республики Кадыров и не такое себе разрешает. Меняет не только министров, в том числе и силовых, но и премьеров - вспомним судьбу Ильясова и Бабича. И что будет с Поповым, большой вопрос. Теперь, в соответствии с Конституцией, Кадыров может и Попова уволить. И никакой Кремль ему не помешает.
В пресс-службе администрации Чечни заявили, что кадровые перестановки "призваны способствовать совершенствованию системы органов государственной власти в Чечне и выводу республики на рельсы мирного строительства". О каком мире может идти речь, если людей по-прежнему убивают и похищают совершенно безнаказанно? В день упомянутой "кадровой революции" в Госдуме заседала комиссия по содействию нормализации общественно-политической и социально-экономической обстановки и соблюдению прав человека в Чечне. Там обнародовали печальную статистику: только в прошлом году по фактам похищения людей возбуждено 650 уголовных дел, но, как заметил заместитель генпрокурора Сергей Фридинский, "мы не можем похвастаться, что большинство этих дел раскрыто". А из уголовных дел, заведенных на участников незаконных вооруженных формирований, до суда доходит только каждое десятое. В такой ситуации, согласитесь, и амнистия не нужна.
При этом Ахмад Кадыров не устает повторять, что "обстановка нормализуется". Федеральный Центр ему верит. Или делает вид, что верит. И в ситуацию, судя по всему, вмешиваться не собирается. Да и вмешиваться-то уже поздно. Приходится "кушать". Ставки, похоже, сделаны. Вопрос в цене, которую придется заплатить за возможную ошибку.
В результаты широкомасштабного вывода чиновников за штат нетронутыми остались только аппарат самого Кадырова и Совбез республики. То есть Ахмад-Хаджи, по сути, подчинил себе одному всю республику. Теперь Кадыров фактически будет лично формировать Госсовет Чечни. Правда, в него должны были автоматически войти главы районов, а они теперь вне игры. Между тем именно Госсовет должен не только готовить предстоящие президентские выборы в республике, но и участвовать в подготовке договора о разграничении полномочий между Чечней и Центром. Кстати, подписывать этот договор должен президент Чечни, а никак не и.о. А так как, по признанию сенатора от Чечни Ахмара Завгаева, уже к 10 декабря договор будет подписан, значит, к этому времени в республике должен появиться законно избранный президент. Косвенно это подтвердил и спецпредставитель президента РФ по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов, заявивший, что выборы в Чечне нужно провести до декабря, желательно уже в сентябре нынешнего года. Тогда, мол, депутаты Госдумы смогут выступить на выборах наблюдателями, придав процессу большую легитимность.
Похоже, Кремль торопится. Да и Кадыров его подгоняет, утверждая, что "чем скорее республика приобретет легитимные органы власти, тем быстрее наступит стабильность". Спешку и.о. президента Чечни понять можно: у конкурентов (а их насчитывается как минимум полтора десятка) будет меньше времени на раскрутку. У Кремля же, судя по всему, уже нет времени менять коней на переправе. Кто-кто, а Кадыров это прекрасно понимает.