- Олег Орестович, вы заявили о том, что не намерены сдаваться в борьбе за пост уполномоченного по правам человека. Между тем вам уже подготовили альтернативу, против вас ведется кампания в ряде СМИ. Кто, по вашему мнению, столь активно добивается вашей отставки?
- Никто ничего не провоцирует. Я ни одного своего конкурента критиковать не собираюсь и не буду, хотя их может быть десяток. Я буду говорить о своей работе. Лучше меня эту работу никто не знает. У меня есть планы, программы на будущее. Вот моя стратегия.
- Однако уже определился ваш главный конкурент - Павел Крашенинников, который ведет свою кампанию довольно агрессивно.
- Рановато. Ведь кандидатуры на должность уполномоченного по закону можно предлагать за месяц до окончания моих полномочий. Лишь после 22 апреля можно обнародовать свое стремление занять эту должность. Еще раз повторю, что на меня никто не давит, а с Крашенинниковым мы живем в одном доме, в одном подъезде, у нас нормальные отношения. Если будет назначен он, я его поздравлю. Назначат меня, буду работать, взаимодействовать с Павлом Крашенинниковым в качестве председателя комитета по законодательству.
- Между тем, по нашим сведениям, в Кремле не очень довольны вашей позицией по политическому урегулированию чеченской проблемы. Мол, разногласия по этой теме в преддверии выборов в республике ни к чему.
- У меня действительно была своя оценка событий в Чечне. И достаточно жесткая. Но в итоге она оказалась справедливой. Я выступал за политическое урегулирование, за то, чтобы в этом конфликте не погибали мирные жители, чтобы военнослужащие не издевались над гражданским населением. Я поддержал референдум, опубликовал декларацию, которую назвал "Чечня и права человека". Принята Конституция, принят закон о выборах президента, о выборах парламента. Теперь важно не упустить время, не смотреть, кто что сказал. Нужно действовать, решать экономические, социальные проблемы. И здесь властям я только помощник.
- В вину вам ставят и ваши политические пристрастия.
- Закон, в соответствие с которым я работаю, запрещает мне быть членом политической партии и заниматься политической деятельностью. Поэтому в день моего назначения я написал два заявления - о выходе из КПРФ и о сложении депутатских полномочий.
- Кроме того, вас часто критикуют за излишний либерализм...
- Иногда меня критикют за излишнюю жесткость в оценках, в высказываниях. Но как человек я либерален, покладист. Никого лично никогда не оскорблял, не обижал. У меня нет чувства мести. Что касается нарушения прав человека, посмотрите наши документы, там очень жесткие оценки. Еще в 1999 году, обращаясь к председателю правительства, я назвал проблему с безнадзорными детьми в России гуманитарной катастрофой и сказал, что ситуация гораздо хуже, чем в 20-х годах прошлого века.
- Между тем с властью вы часто не находили общего языка и по многим другим проблемам. В свое время именно это качество стало причиной отставки Сергея Ковалева с поста уполномоченного по правам человека.
- Уполномоченный не может быть угоден властям. Если власть его хвалит, значит, он плохой правозащитник, который прежде всего должен видеть недостатки, обращать на них внимание. А если власть умная, она скажет за это спасибо. Ведь уполномоченный по правам человека - это своеобразный мост между обществом и властью. Мы должны воспитывать у чиновника умение общаться с людьми, мы должны совершенствовать административные процедуры. К сожалению, этого у нас пока нет. Процветает бюрократизм, коррупция, пренебрежительное отношение к людям. Однако омбудсмен - это не конфронтационная личность, которая усугубляет раздор в стране, искусственно создает напряженность. Наша задача - заниматься оздоровлением морально-психологической обстановки в стране.
- Как вы восприняли публикацию о фактах финансовых злоупотреблений со стороны одного из ваших сотрудников?
- Я не могу отвечать за своих бывших сотрудников. Он попал в эту ситуацию, когда у меня уже не работал. Я к этому никакого отношения не имею и узнал обо всем из газет.
- Кандидат на пост омбудсмена по закону может быть выдвинут Советом Федерации, Госдумой и президентом. От кого вы будете выдвигаться?
- Я был депутатом Госдумы первого и второго созывов, меня депутаты знают, и думаю, меня депутаты и выдвинут.