Ровно десять лет назад в России, а именно в Орловской области, был избран первый губернатор. Весьма символично, что именно этот регион был избран в качестве площадки для обсуждения промежуточных итогов федеративной реформы, инициатором которого стал "Совет по национальной стратегии", основанный в 2002 году. Целью мероприятия под сопредседательством губернатора Егора Строева и члена руководства СНС Иосифа Дискина, в котором приняли участие политологи, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, было проанализировать результаты прошедших, и грядущих преобразований - местного самоуправления и административной реформы.
Выводы, сделанные в ходе обсуждения, в целом вряд ли можно назвать оптимистичными. Тон дискуссии задал Егор Строев, который не скрывал своей критической оценки по отношению к нынешней внутренней политике государства. По словам губернатора Орловской области, главный недостаток проводимых реформ - их реализация на фоне отсутствия полноценной стратегии экономического развития страны. Конечно, отметил губернатор, свои предложения готовят и политические партии, и исполнительная власть. Однако в большинстве своем эти документы готовятся "под себя", что отнюдь не способствует выработке единой программы развития страны. Одной из главных реформаторских ошибок Строев назвал ликвидацию Совета Федерации как представительства глав регионов. Высказался он и против выборности СФ, процитировав слова одного прокремлевского политика о том, что "у нас одна палата дураков уже есть, другой - не надо", а также выступил с резкой критикой института полпредов, который еще больше понизил роль глав регионов. В то же время одним из следствий нынешней внутренней политики Центра стало усиление олигархов, чьи интересы рано или поздно столкнутся с интересами "тоталитарной" власти.
Однако член Совета по национальной стратегии, представитель Фонда Карнеги Леонид Смирнягин усмотрел в происходящем некую традицию. Практика свидетельствует, сказал он, что государство разочаровывается в последствиях федерализма спустя десять-пятнадцать лет после начала его становления. Это болезнь роста. Другое дело, что российская власть часто не отдает себе отчета, насколько опасен может быть федерализм в неумелых руках. По словам другого члена СНС президента Института региональных проблем Максима Дианова, декларируемое властью "повышение управляемости" в качестве цели реформ просто не может быть таковой, поскольку изначально является лишь средством для чего-то. Кроме того, он обратил внимание на нерешенную проблему кадров - нескольких десятков тысяч финансистов и управленцев для обеспечения деятельности создаваемых муниципальных образований.
Немало упреков со стороны экспертного сообщества, а также, как ни странно, сенаторов, заслужил нынешний способ формирования Совета Федерации. По их мнению, верхняя палата парламента не только не выполняет задачу продвижения федерализма в стране, но и, как сказал сопредседатель СНС Валерий Хомяков, Совет Федерации утратил главную функцию - роль переговорной площадки по согласованию интересов регионов и Центра. В качестве иллюстрации непрофессионализма СФ один из участников привел в пример недавно принятый Советом Федерации закон о выборах президента, содержащий положение о праве ЦИК назначать выборы, что является прямым нарушением Конституции. Из уст многих экспертов прозвучало мнение о том, что реформа Совета Федерации привела к тому, что в стране теперь нет ни фильтра для подобного рода законов, ни системы сдержек и противовесов. В итоге было предложено несколько решений этой проблемы, в частности, корректировка структуры Госсовета, к мнению которого сейчас никто не прислушивается, либо более активное участие губернаторов в политических партиях, через которые они смогут влиять на результаты выборов в Государственную Думу в качестве реальных политических игроков.