Под предлогом совершенствования избирательного законодательства вносятся необоснованные поправки в законы, затрагивающие деятельность СМИ. К такому выводу пришли вчера сенаторы на заседании комиссии по информационной политике Совета Федерации. Предметом ее обсуждения стали нашумевшие поправки, призванные привести ряд действующих правовых актов в соответствие с законом об основных гарантиях избирательных прав граждан.
Зампред комитета по конституционному законодательству Виктор Игнатов считает, что заявленные Центризбиркомом благородные цели уменьшения административного давления в ходе избирательной кампании на деле лишь усугубляют ситуацию. Иными словами, поправки ЦИК сами по себе являются примером пресловутого административного давления. Сенаторы убеждены, что ряд положений этого закона вводит совершенно несоизмеримое соотношение наказания для чиновников, с одной стороны, и для СМИ - с другой. Если санкции, предусмотренные для СМИ, способны запросто разрушить любой медиабизнес, то для чиновников максимальное наказание составляет до десяти МРОТ.
Особую обеспокоенность верхней палаты парламента вызвали положения, касающиеся приостановления лицензии у средства массовой информации или ее отзыв вследствие "неоднократных" нарушений законодательства. Во-первых, в документе вообще не содержится определения, что такое "неоднократное" нарушение. Во-вторых, орган, выдавший лицензию, обязан установить конкретный срок устранения нарушений, и он "не может превышать трех месяцев". Это, по мнению членов СФ, вообще никак не соотносится со сроками проведения избирательной кампании. А значит, выходит за рамки компетенции данного закона. Кроме того, в случае принятие поправок из всех правовых актов фактически исчезает понятие "довыборы". И СМИ, лицензия которого была приостановлена на период кампании, оказывается в весьма сложном положении, ведь в законе не определено, имеет ли оно право вещать в период довыборов.
Согласно принятому в первом чтении закону деятельность СМИ может быть "приостановлена судом по заявлению регистрирующего органа". Однако понятие "регистрирующего органа" не расшифровано. То есть фактически отобрать лицензию у газеты смогут, к примеру, и Минпечати, и налоговая инспекция. Кроме того, поправки гласят, что в случае нарушения законодательства СМИ, которое распространяется на территории менее чем 50% субъектов РФ, избирком может обратиться в лицензирующий орган с просьбой приостановить лицензию. Но юридически это означает, что избиркому любого региона позволено прикрыть газету, выходящую в соседней области или любом другом субъекте РФ. По словам председателя комиссии СФ по информационной политике Дмитрия Мезенцева, верхняя палата 21 апреля направит свои поправки в Госдуму.