- Борис Борисович, по поводу закона о гражданстве у либеральных депутатов возникли большие разногласия с исполнительной властью. В чем суть конфликта?
- Когда закон о гражданстве еще готовился концептуально, это был документ, соответствующий европейской конвенции о гражданстве. Версия первого чтения была согласована с правительством, МИДом, МВД, даже ФСБ и пограничниками. Но буквально в самый последний момент, при подготовке закона ко второму чтению был внесен ряд таких радикальных поправок, которые поставили миллион человек в очень сложное положение. И инициировала эти изменения администрация президента, в частности замглавы администрации Виктор Иванов.
- Почему закон о гражданстве в нынешнем виде вы считаете неприемлемым?
- Во-первых, пятилетний срок, необходимый для того, чтобы проживать в стране и претендовать на гражданство, решили отсчитывать не со дня пересечения российской границы, как это было, а со дня получения вида на жительство. Представьте, что человек въехал в Россию, например, в 1998 году, то есть до принятия этого закона. Он легально зарегистрировался в стране, открыто живет в России с 1998 года. По старому закону этот человек уже мог претендовать на гражданство, то есть просто прийти и его получить. По закону же, вступившему в силу в 2002 году, отсчет идет со дня получения вида на жительство, какового в тот момент у людей не было. И быть не могло, потому что закон о правовом положении иностранных граждан, вводящий само понятие "вид на жительство", был принят уже после закона о гражданстве. И эта проблема касается огромного числа людей. Мы с коллегами внесли поправки, разрешающие данную проблему. Для тех, кто въехал в Россию после 2002 года, отсчет идет со дня получения вида на жительства. Но для тех, кто въехал раньше, действует иная норма.
- Попытаетесь ли вы также облегчить участь соотечественников, прибывших из СНГ и вставших в очередь за нашим гражданством?
- Да, это вторая тема данных слушаний. Граждане, которые живут в странах СНГ или переехали в Россию из ближнего зарубежья, должны пользоваться приоритетом в получении гражданства - даже если сейчас они граждане бывших советских республик. Я прекрасно понимаю, что это составляет отклонение от европейской конвенции о гражданстве. Но надо смотреть на реальную ситуацию. Это 20-25 миллионов человек, живущих в странах СНГ, но родившихся в России. Условно говоря, вы всю жизнь прожили в России, где-нибудь в Тамбове. Но в 90-м году, к примеру, вас отправили служить или работать за пределы родины. Для этих людей, конечно, должен быть льготный порядок обретения российского гражданства. Пока приоритеты существуют только для тех, кто не имеет другого гражданства. Но при разделе СССР большинство людей, которые в тот момент оказались в Казахстане, Киргизии, Украине, Белоруссии, стали гражданами этих государств автоматически.
- Исчерпывается ли этим круг соотечественников, пострадавших от нынешнего закона о гражданстве?
- Увы, нет. И здесь мы переходим к третьей теме, самой важной и поразительной. Дело в том, что по новому закону начали фактически лишать гражданства России огромное число людей, которые постоянно живут в стране. Это касается десятков тысяч, может быть, сотен тысяч, в первую очередь пожилых людей. И Государственная Дума, и администрация президента завалена подобного рода письмами. Представим ситуацию: в 1995 году вам исполнилось 60 лет, вы живете в Казахстане, при этом у вас есть крыша над головой и родственники в России. Приехав сюда, вы просто идете в консульство и получаете российский вкладыш в паспорт. И спокойно живете с этим российским паспортом. А дальше начинается самое интересное. После принятия закона о гражданстве вам вдруг объявляют, что все вкладыши, выданные консульскими учреждениями на территории России, считаются незаконными. И вы становитесь непонятно кем. Вам настоятельно рекомендуют вернуться обратно в Казахстан, получить там казахстанский паспорт, потом написать заявление о выходе из гражданства Казахстана. И только потом начать оформлять гражданство России. Можно догадаться, что большинство пожилых людей до этого момента просто не доживут. Точно в такой же ситуации находятся около 300 тысяч военнослужащих. Правда, администрация президента говорит, что их намного меньше, но цифру при этом не называет.
- Вероятно, ваши оппоненты в президентской администрации проинформированы об этих доводах. Почему же ваш подход отвергается?
- У Виктора Иванова вполне цельный взгляд на эту проблему. И спорить по содержанию с ним совершенно невозможно. Логика такова. Нужно оградить страну от наркоторговцев, бандитов, ваххабитов, шпионов. Следовательно, нужны законы, чтобы черта с два кто мог въехать в Россию и получить гражданство. Конечно, кто бы спорил, что среди миллиона людей, которые въезжают на территорию страны, есть и наркоторговцы, бандиты, шпионы. Но им-то как раз с помощью такого закона о гражданстве дорогу закрыть невозможно. Дорогу они найдут обязательно - взятку дадут и найдут. А вот миллионы вполне честных людей, не имеющих отношения ни к ваххабизму, ни к терроризму, ни к наркотикам, оказываются в сложном положении.
- И все же центристы настроены провалить ваши поправки. Есть ли другие способы исправить ситуацию?
- Естественно, что власть насторожили поправки, которые вносятся сейчас депутатами. Но все же я думаю, что в итоге именно президент должен принять какое-то решение. Ведь до сих пор все решалось исключительно на уровне Виктора Иванова. Но решение президента, я абсолютно уверен, будет. Другого варианта нет. Если мы не хотим сохранить Россию просто как страну с огромной территорией и редеющим населением, то нам нужно проводить политику открытых дверей как минимум для своих бывших сограждан. Если бы отцы-основатели Америки в 1787 году приняли закон о гражданстве, подобный тому, который предложил Иванов, это была бы мелкая, никому не интересная страна, типа Никарагуа. Но они пошли по другому пути, и вот мы видим другую Америку.