Прошедший съезд самой главной партии в стране, "Единой России", фактически дал официальный старт избирательной кампании. По мнению экспертов, нынешний электоральный цикл будут отличать две характерные особенности - это, во-первых, ощутимое подорожание политических рекламных кампаний, во-вторых, их преждевременный старт. Если увеличение сумм обусловлено обострением политической конкуренции, то причины раннего старта лежат в несколько иной плоскости. По прогнозам политтехнологов, партии сейчас руководствуются не столько заботой о том, в каком виде они подойдут к декабрю, а тем, чтобы как можно раньше предстать перед потенциальными инвесторами в лучшем свете. Именно в этот период начнется самая долгожданная для партийных и непартийных пиарщиков пора - освоение избирательных фондов. Грядущая кампания, по прогнозам авторитетных собеседников "НГ" из среды политического пиара, перекроет все рекорды по количеству денег, использованных не по назначению. То есть попросту разворованных. В политтехнологической тусовке убеждены, что на этот раз "нецелевому использованию" будут подвергнуты от одной трети до половины общей суммы всех предвыборных бюджетов партий.
Итак, как же украсть миллион? По признанию одного из собеседников "НГ" в авторитетной пиар-структуре, количество средств, которые без проблем можно "положить в карман", прямо пропорционально тому, насколько подрядчику или штатным пиарщикам удастся "раздуть" партийный бюджет. Понятно, что чем больше денег выделено на избирательную кампанию (а речь, как известно, идет о суммах с шестью нулями в долларах США), тем больше вероятность предложить заказчику разного рода экзотические способы агитации, проверить эффективность которых практически невозможно. По словам главы Института избирательных технологий и заместителя председателя исполкома "Союза правых сил" Евгения Сучкова, самые простые с этой точки зрения схемы - завышение гонораров на те или иные виды услуг, необоснованные объемы социологических исследований, необходимости в проведении которых подчас просто нет, а также завышенные тиражи агитационной продукции, расценки на изготовление аудио- и видеоматериалов.
Благодатная почва для финансовых манипуляций - концерты деятелей эстрады, которые, как известно, более чем активно в последнее время привлекаются в политику. Понятно, что партия просто не имеет права во время официальной избирательной кампании платить артисту привычные для него гонорары. На те средства, которые разрешены законом, можно провести лишь пару-тройку концертов в регионах. То есть о реальных суммах, которые тратятся на развлекательно-партийные мероприятия, подчас не знают не только сами деятели искусства и избирательные комиссии, но даже инвесторы. А последние законодательные новации Центризбиркома - штрафы в размере от пятисот до восьмисот МРОТ за агитацию, оплаченную из нелегальных фондов, несоизмеримы с величиной реальной предвыборной кассы крупной партии.
Разумеется, основная борьба политтехнологов развернется вокруг политических структур, которые имеют большие шансы пройти в Государственную Думу, а значит, доверие инвесторов и серьезные деньги на собственную раскрутку. В пиар-кругах даже циркулирует негласный рейтинг "эффективности" политических партий с точки зрения возможности подзаработать. Критерии просты - своеобразный хит-парад составляется исходя из количества затраченных средств на избирательную кампанию и количества полученных депутатских мандатов. По словам генерального директора Института региональных проблем Максима Дианова, одной из самых "неэффективных" с этой точки зрения структур является КПРФ, чьи народные избранники обходятся партии весьма недорого. На первом же месте с 1993 года неизменно оказывается партия власти - начиная от "Демократического выбора России" и НДР, заканчивая "Единой Россией". На второе место по итогам прошлых выборов вышло движение "Отечество - Вся Россия". Теперь вторую позицию эксперты предрекают "Союзу правых сил", за которым следует "ЯБЛОКО". Что же касается Либерально-демократической партии, то, по признанию политтехнологов, на ней много не заработаешь. Партия предпочитает обходиться собственными силами.
Разнообразие способов прикарманивания теневых избирательных фондов зависит исключительно от изобретательности пиар-подрядчиков. Такое мастерство вознаграждается сполна - в политтехнологических кругах до сих пор вспоминают о роскошном поселке в подмосковных Ватутинках, который, не стесняясь, выстроила себе агиткоманда одного из кандидатов в президенты по итогам выборов главы государства в 2002 году.