Вчера ответственный за муниципальную реформу замглавы администрации президента Дмитрий Козак сообщил журналистам, что уже в середине апреля пройдет второе чтение внесенного президентом пакета по реформе местного самоуправления. Речь идет о двух законопроектах: "Об общих принципах организации местного самоуправления", а также о поправках к Закону "Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ". К 1 апреля в Думу должны быть также внесены необходимые для муниципальной реформы поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Как удалось выяснить "НГ", несмотря на приближение заветного срока, устраивающее все стороны решение многих ключевых вопросов реформы пока не найдено.
Это прежде всего касается обеспечения территорий доходными источниками. Как признался, отвечая на вопрос обозревателя "НГ", сам Козак, главные споры в настоящий момент ведутся вокруг всего лишь трех статей Налогового и Бюджетного кодексов. Однако речь в них идет о самых принципиальных моментах - о распределении налогов между Центром, регионами и муниципалитетами, а также о нормативах отчислений для территорий от федеральных налогов. По словам Козака, сейчас существует четыре варианта изменений в существующей системе распределений доходных источников между уровнями власти.
Причина разногласий лежит на поверхности - слишком сильная дифференциация территорий по социально-экономическому развитию. В этой ситуации источники доходов надо "либо найти, либо придумать". Однако вопрос с распределением налогов не может решиться не только из-за продолжающейся дискуссии относительно возможности реально выравнять положение регионов - правительство никак не может договориться по масштабам и темпам налоговой реформы в стране в целом.
Проблемы с разделом доходов - а они во многом определяют и результат торга по самим законопроектам - не исключение. По словам замглавы администрации президента, в Думу уже внесены тысячи поправок, но в них нет "никаких предложений, связанных с изменением концепции реформы". Между тем в парламент все-таки поступили предложения избавиться от положений законопроекта, дающих губернатору право лишать мэра своих полномочий.
Споры вокруг реформы уже внесли раскол в стан представителей муниципалитетов. Законопроекты закрепили особый статус за поддержавшим реформу Конгрессом муниципальных образований. Однако часть руководителей городов посчитали соглашательскую позицию своих коллег предательством и намерены по-прежнему бороться за коррекцию "законов Козака".