- Борис Борисович, какие претензии к проектам вы намерены озвучить на встрече с заместителем шефа кремлевской администрации Дмитрием Медведевым?
- Что касается встречи, то мне позвонили и сообщили, что она перенесена на неопределенный срок. Наши же претензии предельно ясны и касаются двух тем. Первая - это стиль подготовки законов. В обстановке глубокого подполья работает группа, состоящая из крупнейших чиновников, слегка разбавленная учеными и депутатами. И она пишет законы о чиновниках и депутатах. Ситуация странная. Не привлекаются абсолютно никакие институты гражданского общества. И если бы не парламентские слушания, которые инициировал СПС, то вскоре все с изумлением обнаружили бы, что законы о госслужбе тихо приняты Госдумой. Вторая категория претензий содержательная. Если не вдаваться в детали, их суть заключается в том, что новые законы делают госслужбу абсолютно закрытой. Уменьшается элемент конкурсности при заполнении должностей, выстраивается жесткая иерархия, как в армии, - с чинами, погонами. При этом денежное содержание чиновника слабо зависит от его реальной эффективности, а в основном от выслуги лет, занимаемой должности и так далее. При этом, что очень важно, сохраняются и даже увеличиваются те самые льготы в натуральной форме, которые имеют чиновники, - спецбольницы, спецпайки, вплоть до раздачи земельных участков за хорошую службу. Позиция СПС заключается в том, что все эти спецблага нужно просто заменять на нормальную зарплату.
- Какими будут дальнейшие действия "Союза правых сил"?
- Мы будем развивать две линии. Попытаемся каким-то образом придать публичный характер работе над этими законами, чтобы в процесс разработки закона включались представители партий, гражданских и общественных организаций, промышленники и предприниматели. Во-вторых, будем биться за то, чтобы госслужба была открытой, конкурентной, эффективной.
- Как вы думаете, связан ли перенос вашей встречи с Медведевым с тем, что в Кремле просто отказались учитывать предложения СПС?
- Мне трудно судить, что там происходит на самом деле. Возможно, они советуются, что же дальше делать с СПС. То ли начинать с нами работать, то ли нас нейтрализовать.
Правила гражданской службы по новому закону
По новым правилам, как они изложены в нынешней редакции законопроекта, госслужащим будут присваиваться классные чины вместо квалификационных разрядов. Должности гражданской службы предполагается разделить на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты, и пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. На высших должностях можно будет дослужиться до действительного государственного советника РФ 1, 2 и 3 классов, на главных - до государственного советника тех же классов, на ведущих - до советника таких же градаций, на старших - до советника федеральной гражданской службы 1, 2 и 3 классов. Должности младшей группы позволяют получать чин референта 1, 2 или 3 классов.
Чиновники будут обязаны не выполнять незаконных указаний своих руководителей даже в случае письменного приказа, а также докладывать им обо всех случаях возможного конфликта интересов, для того чтобы начальники отстраняли своих подчиненных от тех дел, в которых у тех есть личная заинтересованность. Госслужащие должны будут представлять декларации о доходах и имуществе, причем имеющиеся у них ценные бумаги они должны будут передавать в трастовое управление специализированной госструктуры. Оплата чиновничьего труда будет начисляться по следующей схеме: оклад по должности плюс оклад по чину в размере 50 процентов от первого. За выслугу лет полагается надбавка - от 10 процентов за службу в течение года-двух, до 70 процентов за стаж свыше 25 лет. Кроме этого оплачиваться будут работы, связанные с гостайной. Предполагаются и премии, максимальный размер которых, как специально указывается в проекте, не ограничен, - за выполнение прямых обязанностей и "за выполнение особо важного и сложного задания".
Иван Родин