Денежные власти страны явно охвачены смятением. Первые лица правительства говорят о "шальных" деньгах, о "падающих с неба доходах". Председатель ЦБ делает опрометчивое заявление относительно приоритетности сдерживания параметров инфляции. А первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев попросту отказывается сказать, какая в стране будет денежно-кредитная политика.
Уже нет никаких сомнений, что под напором потока валютной выручки за нефть рушатся все основные параметры денежно-кредитной политики на 2003 год. В заявлениях правительства и Центрального банка инфляция определялась в пределах 10-12%, среднегодовой курс доллара - 32,5 рубля, укрепление рубля относительно доллара - 4-6%, а прирост золотовалютных резервов за год - около 7 млрд. долл.
Предельные значения двух последних показателей будут превзойдены уже весной. Так, с начала года до 7 марта 2003 года золотовалютные резервы (ЗВР) возросли на 6,8 млрд. долл. Столь быстрый рост ЗВР заставил Алексея Улюкаева увеличить в два с половиной раза прогнозное значение их годовой прибавки - до 17-18 млрд. долл. Скоро будет достигнут и верхний предел укрепления рубля относительно доллара. По результатам первых двух месяцев этого года реально он усилился на 3,8%. Инфляция в марте составит не менее 1,5%, а номинальное укрепление рубля составит 0,2-0,3%, что фактически обеспечивает достижение верхнего предела. В такой ситуации Минфин и ЦБ пытаются спрятаться за "корзину мировых валют", что лишь слегка снижает темп укрепления рубля.
При сегодняшнем притоке валюты ЦБ не в силах одновременно удерживать инфляцию и рост рубля относительно как доллара, так и "корзины мировых валют". Отбив в феврале мощную спекулятивную атаку на доллар, ЦБ отказался от дальнейшей его поддержки. На прошлой неделе доллар практически ежедневно обесценивался на 4-6 копеек, а с начала года он подешевел на 0,5 руб. Похоже, что Банк России стал придерживаться тактики, в соответствии с которой, если верить Алексею Улюкаеву, важна не столько степень укрепления рубля, сколько равномерность процесса. Таким образом, денежные власти о среднегодовом курсе в 32,5 рубля за доллар уже забыли.
Стоит подчеркнуть, что, бросив доллар, Минфину и ЦБ не удастся удержать инфляцию в намеченных пределах. Только за первый квартал она достигнет половины годового норматива. Последствия выброса громадной рублевой массы в полной мере проявятся через три-четыре месяца в виде инфляции. И если верить Алексею Улюкаеву, то Центробанку предстоит закупить на рынке еще более десяти миллиардов долларов. В таком случае инфляция неизбежно зашкалит далеко за 12%.
Вице-премьер Алексей Кудрин знает, что "эти шальные деньги, эти сверхдоходы", опрокидывающие все макроэкономические программные ориентиры правительства, "государство должно облагать по более высоким ставкам". Только с будущего года, возможно, увеличат ставки налога на добычу полезных ископаемых, а также экспортные пошлины на углеводороды.
Проблема стопроцентного изъятия природной ренты перед федеральными властями стоит не первый год. Последние высказывания членов правительства не оставляют сомнений, что методы лечения "голландки" им хорошо известны. Но эти методы противоречат либеральным принципам экономической политики правительства. Ведь его стратегия - государство вне экономики при низком налоговом бремени.
Однако как экономика переживет этот год? По данным Центра экономической конъюнктуры, в результате укрепления рубля с сентября 2002 года происходит систематическое снижение выпуска продукции обрабатывающих отраслей, а удельный вес продукции высокой степени переработки в структуре продукции промышленности резко уменьшается. В январе 2003 года ее доля снизилась до уровня, соответствующего концу 1998 года, то есть почти утрачены достигнутые после девальвации рубля преимущества для отечественных производителей, ориентированных на внутрироссийский рынок.
Импорт задавит российского производителя. Отечественный автопром не спасет и введение запретительных пошлин на ввозные машины старше трех лет. Сельскохозяйственное машиностроение не оправилось от прошлогоднего импортного удара, а обращение производителей комбайнов и тракторов к правительству с просьбой защитить от зарубежных конкурентов явно запоздало.
В последнее время правительство неустанно декларирует необходимость поддержки структурной перестройки и производства, и экспорта. Словесной поддержки в избытке, но только не финансовой. Концепция налоговой политики правительства на 2003-2005 годы предполагает снижение налогового бремени на 400-600 млрд. руб., следовательно, существенно уменьшатся и госрасходы.