Вчера в Генеральной прокуратуре собралось практически все высшее руководство правоохранительных органов. Выступавший на ежегодном совещании, посвященном состоянию законности в стране, Владимир Путин был предельно краток - минимум комментариев о последних перестановках и минимум критики в адрес конкретных ведомств. Но "уйти от ответственности" своим коллегам не дал генпрокурор России Владимир Устинов. Самые суровые слова прозвучали в адрес следователей МВД, таможенников и уже не существующих налоговых полицейских.
Согласно официальной версии, само совещание было запланировано заранее, еще до недавней перетряски в руководстве силовых структур. Тем не менее некоторые из присутствовавших на заседании работников прокуратуры признались обозревателю "НГ", что узнали о мероприятии незадолго до его начала. В зале было мрачновато. Присутствовавшие в зале чиновники и военные воспринимали происходящее только через призму состоявшихся или грядущих перестановок в правоохранительных органах.
Антураж места проведения совещания тоже сделал свое дело. Президиум зала Генпрокуратуры был обвешан печальными темно-бирюзовыми бархатными портьерами. Висевшие на стенах портреты выдающихся работников прокуратуры прошлых веков и тусклый свет создавали в зале таинственную и гнетущую атмосферу.
В президиуме сидели руководители всех силовых структур, а также замглавы администрации президента Виктор Иванов, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, спикер Госдумы Геннадий Селезнев, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, полпред Георгий Полтавченко. Среди новых лиц в руководстве правоохранительных органов - бывший полпред по Северо-Западному округу Виктор Черкесов. Его в качестве руководителя Госкомитета по контролю за незаконным оборотом наркотиков представил собравшимся президент.
Список особо важных персон, которые должны были принять участие в заседании, был составлен заранее, и никаких изменений в него вносить не стали. Поэтому в нем по-прежнему значился бывший руководитель налоговой полиции Михаил Фрадков, экс-директор погранслужбы Константин Тоцкий и экс-руководитель ФАПСИ Владимир Матюхин. Они на совещании в Генпрокуратуре не присутствовали. Любопытно, что наряду с отставниками в доме на Большой Дмитровке не оказалось и других упомянутых в списке персон. Например, главного налоговика страны Геннадия Букаева. Напомним, что, по информации источников "НГ", его отставка может состояться в ближайшее время. Не пришел и министр юстиции Юрий Чайка. Причину отсутствия руководителя на таком важнейшем мероприятии нам в министерстве объяснили следующим образом: "Чайка находится в плановом отпуске в Барвихе". Когда "НГ" попросила прокомментировать реорганизацию силовых структур, представитель министерства, участвующего в разработке административной реформы, заметил, что они сами все узнали из газет.
Речь президента перед представителями всех правоохранительных органов, как и месяц назад на коллегии МВД, была довольно выдержанной. Путин воздержался от разбора полетов отдельных силовых структур в присутствии их коллег. Глава государства вновь сделал акцент на скрытых преступлениях. Около 40%, по его словам, не попадает в официальную статистику. Еще один важный аспект - преступления против личности. Их только за прошлый год совершено более 1,8 миллиона. Путин особо подчеркнул, что наказания за преступления против личности не меняются. Совсем другое дело - малозначительные преступления. Нельзя всех граждан "грести под одну гребенку и мазать в один цвет, даже если это нам проще в работе", - заявил президент.
Совсем иной тон был у генпрокурора Владимира Устинова. Он подверг резкой критике правоохранительную систему в стране. "Грабить и воровать в России меньше не стали, - заявил генпрокурор, оценивая итоги прошедшего года. - Преступность по-прежнему представляет угрозу национальной безопасности страны".
Похоже, генпрокурор решил идти в фарватере продолжающихся перестановок в правоохранительных органах. Ведь, по информации из различных источников, смена руководства ожидает и МВД. Раскрываемость преступлений остается низкой, отметил Устинов. "Вместо конкретной работы по раскрытию убийств работники милиции прятали эти преступления в материалах о без вести пропавших", - заметил генпрокурор. Расследуются дела, с помощью которых легче всего формировать благоприятную статистику. При этом следственный комитет при МВД так и не стал "руководителем и организатором российского следствия". Высказал Устинов и свое мнение по поводу проекта создания единого следственного подразделения, аналога американского ФБР. Генпрокурор заявил, что считает эту идею "откровенной маниловщиной". "Соединяя плохое с плохим, хорошего не получишь", - заметил глава прокуратуры.