Регионы никак не влияют на федеральное законодательство. И дело отнюдь не в низкой активности губернских законотворцев - как свидетельствует статистика, свои инициативы по совершенствованию российского правового пространства они поставляют в Государственную Думу регулярно и в больших количествах. Но подавляющее большинство проектов из глубинки отправляется в итоге в мусорную корзину. В Совете Федерации решили разобраться с причинами этого феномена. Результатом исследования стал документ, попавший в распоряжение "НГ".
В этой аналитической записке подведены итоги законодательной деятельности регионов с 1993 по 2003 год. Оказывается, за этот период субъектами РФ было внесено целых 1359 законодательных инициатив. Однако лишь 29 из них приняли форму вступившего в силу закона. То есть КПД регионального законотворчества составляет 2%. Причины происходящего в беседе с корреспондентом "НГ" прокомментировал автор аналитической записки - первый вице-спикер СФ Валерий Горегляд. По его словам, для верхней палаты было чрезвычайно важно разобраться в том, чем вызвано отсутствие должного внимания Центра к предложениям регионов. Ведь все это ведет к неизбежному конфликту между субъектами и Государственной Думой. В последнее время региональные законодатели даже инициировали ряд исков к нижней палате парламента, обвиняя депутатов в нарушении Конституции, дающей республикам и областям право писать общефедеральные законы. По мнению первого вице-спикера, вряд ли причины происходящего объясняются только плохим качеством предложений, которые поступают от местных Заксобраний, или нежеланием Госдумы реагировать на инициативы субъектов Федерации. Думцы действительно часто находят формальные предлоги для отбраковывания региональных инициатив - в частности, ссылаются на неправильное юридико-техническое оформление документов. Первый вице-спикер считает, что отмахиваться от этих инициатив нельзя, ведь регионы прежде всего реагируют на пустоты в федеральном законодательстве. Впрочем, для отказов бывают и объективные причины. За то время, пока нижняя палата парламента вынуждена принимать приоритетные законопроекты, к примеру, внесенные президентом и правительством, инициативы субъектов просто-напросто теряют всякую актуальность.
Анализ показывает, что больше всего регионы волнует несовершенство бюджетно-налогового законодательства РФ, судебной системы и статуса судей, а также уточнение принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральной властью и субъектами. Кроме того, согласно статистике, региональные законодатели наиболее часто пытались вносить поправки в законы, касающиеся гарантий прав граждан, совершенствования системы государственной власти субъектов и уголовного законодательства.
Самыми "законодательно плодовитыми" являются Сахалинская, Московская, Волгоградская, Тюменская и Кемеровская области, Карелия, Башкортостан, Саха (Якутия), Краснодарский, Алтайский и Приморский края, Москва и Санкт-Петербург. Получается, что количество законодательных инициатив регионов прямо пропорционально их удаленности от столицы. Похоже, это зачастую единственный способ для субъектов обратить внимание Центра на ту или иную проблему. К примеру, не так давно Законодательное собрание Сахалинской области разработало законопроект о невозможности отделения Курильских островов от территории Российской Федерации. Разумеется, в Государственной Думе эту инициативу восприняли с недоумением, ведь в Конституции РФ прямо сказано, что Российская Федерация - государство единое и неделимое.
В Совете Федерации решили помочь региональным законодателям использовать свое право быть услышанными федеральным Центром. По словам Валерия Горегляда, верхняя палата намерена предложить обсудить вопрос о праве консолидированной законодательной инициативы субъектов Федерации. Это расширит возможности законодательной инициативы субъектов. Кроме того, Совет Федерации считает необходимым специальное регулирование вопросов законодательной инициативы через специальный федеральный закон - "О законодательной инициативе", либо "О Федеральном Собрании Российской Федерации". Только тогда с Государственной Думы можно будет что-либо спрашивать, ведь пока эта ответственность обозначена лишь в регламенте нижней палаты парламента. Четкий закон, по мнению вице-спикера, позволит также сократить количество популистских проектов, предлагаемых регионами.